Чувствует ли ребенок если гладить живот

Что чувствует Ваш малыш — несколько удивительных фактов

Что чувствует Ваш малыш — несколько удивительных фактов

Что видит, слышит и чувствует ребенок в утробе матери.

Современные исследования показали, что, начиная с четвертого месяца
беременности, человеческий плод уже сознает, что делается вокруг, —
чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит.
Четырехмесячный плод реагирует на внутренние изменения в лоне матери
и на внешние раздражители, которые доходят до него. Когда ему что-то не
нравится, он ворочается или бьет ногами.

Американские специалисты подготовили «таблицу осознания человеческого плода после четвертого месяца беременности«:

  • Плод обладает чувством вкуса и, как все дети, любит
    сладкое. Введение, например, глюкозы в плодные воды ускоряет его
    глотательные движения, а впрыскивание йода — наоборот, замедляет их,
    причем плод кривится от отвращения.
  • Плод реагирует на
    внешние раздражители. Пятимесячный плод двигает головкой, если ее
    погладить рукой, а поливание живота матери холодной водой вызывает у
    него гнев, и он бьет ножками
  • Плод дублирует действия и даже настроение матери. Он дремлет, когда мать засыпает, и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и плод ведет себя спокойно
  • Известно,
    что курение вредно для будущего ребенка, и он об этом знает. И
    настолько не переносит курение, что даже тогда, когда мать только
    подумает, не затянуться ли ей сигаретой, его сердце начинает учащенно
    биться. Это происходит потому, что из-за курения плод получает меньше
    кислорода, а это вызывает у него болезненные судороги. А откуда он
    может знать о желании матери закурить? Это просто: желание получить
    дозу никотина нарушает гормональную систему матери
  • Еще не
    родившиеся дети запоминают слова и целые выражения! Мать одной
    двухлетней девочки была страшно удивлена, когда вдруг услышала, как
    дочь повторяет: «Вдох-выдох, вдох-выдох. Она повторяла команды, которые
    слышала ее мать, посещая курсы будущих матерей
  • Плод
    слышит музыку. Он не терпит рока. Но у него поднимается настроение при
    звуках музыки Бетховена, и он млеет от Вивальди. Спокойная музыка
    усыпляет его
  • Ссоры родителей вредят плоду больше, чем никотин или алкоголь. Они могут привести к выкидышу
  • Плод
    реагирует на свет. Яркий свет, направленный на живот матери, вызывает у
    него стремление к бегству. Он переворачивается в животе, смыкает веки
  • На
    физические травмы матери плод реагирует уже со второго месяца жизни.
    Если ударить по животу матери, то он как бы прячется, ища спасения
  • Еще
    не родившиеся дети слушают родителей, реагируют на интонацию их голоса.
    Когда к ним обращается отец или мать, они успокаиваются, ритм их сердца
    приходит в норму. Врачи советуют будущим матерям как можно чаще
    разговаривать с ребенком. После рождения такие дети бывают более
    спокойными, реже плачут

Тайная жизнь еще не рожденного ребенка

Самый любимый для него звук — сердцебиение матери.

В качестве эксперимента в одной из американских клиник для новорожденных включали запись медленного, ровного сердцебиения, дети при атом были спокойнее, лучше ели и выражали явное удовольствие.

Многие молодые матери вешают мягко тикающие часы около кроватки: это замечательно успокаивает малыша.

Ученые также обнаружили, что новорожденные предпочитают слушать детские стишки, которые мать читала им во время беременности, нежели те, которых она никогда не читала. Это означает, что дети обучаются звукам еще до рождения.

Исследования показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как не рожденного, так и рожденного ребенка.

Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную ласковую музыку, то это каким-то образом (пока еще не совсем понятным психологам! действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже «слышали» до рождения.
При этом такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше других, и, кроме того, у них более глубокие узы любви с родителями.

Развитие ребенка от слияния двух микрoскопических клеток до полностью сформировавшегося миниатюрного человеческого существа — одна из великих тайн жизни.

На 12-ой неделе плод достигает 9 см, на 20-ой — 20 см, на 28-ой неделе — 35 см. Это уже порог жизнеспособности: если ребенок родится преждевременно, его можно выходить.

На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем 50 сантиметров.

К третьему месяцу внутриутробного развития у еще не рожденного ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов.

Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся совместно работать под управлением «генерального компьютера» -головного мозга.

К концу беременности ребенок растет быстрее всего, на самом деле это обманчивое впечатление.

По сути, первый месяц — самый активный: в это время рост плода увеличивается в 10000 раз!

На втором месяце — только в 74 раза. В последние месяцы скорость развития снижается.

В среднем вес ребенка в момент рождения колеблется от 3 до 3,5 килограмма, при этом мальчики чуть тяжелее, чем девочки.

Конечно, есть множество факторов, влияющих на вес ребенка: уровень достатка семьи, а значит и качество питания матери, расовые признаки, рост и вес родителей, количество детей, рожденных прежде, физическая активность матери — все имеет значение.

Самое поразительное, что не рожденный ребенок, находящийся в чреве матери, уже обладает чувством прикосновения, слышит, реагирует на боль, давление, громкие звуки, сосет и глотает, даже улыбается!

Исследования показали, что к двадцать пятой неделе эмбрион уже может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него уже развивается мимика: он может улыбаться, хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку.

С 16-й недели у младенца развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери.

Исследования неврологического плана подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой, чтобы поддерживать сознание.

В первые месяцы беременности женщине хочется плакать или смеяться -иногда без всякого повода. Эту эмоциональную чувствительность беременной женщины, связанную с гормональной перестройкой, должны учитывать близкие, стараться быть с ней ласковыми, нежными, не обращать внимания на капризы. А сама будущая мать должна уметь переключаться: вспоминать смешной анекдот, послушать веселую пластинку и постоянно помнить, что эти эмоциональные вихри коротки и можно научиться держать себя в руках, пока они не пройдут.

Многие специалисты подчеркивают, что психическому здоровью женщины во время беременности надо уделять столько же внимания, сколько физическому; внимание к эмоциональным проблемам беременной женщины крайне важно для эмоционального благополучия будущего ребенка.

Психологические осложнения и межличностные конфликты, вызывающие стрессовые состояния у беременных женщин, могут вызывать синдром психической отсталости и резкое ослабление здоровья будущего ребенка.

Если будущая мать постоянно прислушивается к своему ребенку, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку и нежность, то она создает глубочайшие взаимоотношения с будущим ребенком, устанавливая с ним прочные, нерасторжимые узы любви.

ЧТО ЧУВСТВУЕТ РЕБЁНОК В ЖИВОТЕ У МАМЫ

Слышать малыш начинает после 4-х месяцев, или же в это время просто начинает реагировать на слуховые раздражители: отвечает на них учащением сердцебиения, изменением ритма движений, мимикой (если так можно выразиться:)).

Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели ребенок уже может различать различные звуки.

Восприятие звуков зависит от положения, которое ребенок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (т.е. малыш висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело и реально воспринимает звуки окружающего мира. В случае тазового предлежания из-за близости органов слуха плода к сердцу и легким мамы ребенок будет больше воспринимать ритм внутри, а не звуки извне. В любом случае, оба источника звуков постигаются, на фоне шума крови, бегущей но артериям, стука сердца, работы пищеварительного тракта, а ведь мама еще и говорит!

В последнем триместре беременности кроха различает: голоса других людей, музыку, новые шумы. При этом начинают формироваться пристрастия — классическая музыка больше успокаивает, ритмичная — заставляет сигать. Количество звуков, доходящих до ушек малышей, зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (жировые излишки откладываются обычно на передней брюшной стенке и создают шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем звуки глуше). Можете дома нырнуть в ванну с головой и послушать, как кто-нибудь произнесет пару слов прямо в воду.

Он чувствует вкус

Между пятым и седьмым месяцем во рту у ребенка имеется значительно больше вкусовых рецепторов, воспринимающих тончайшие вкусовые нюансы, чем у взрослого человека. После рождения их количество резко сокращается. А пока что малыш сам ничего не ест — он питается через пуповину, но оклоплодные воды с 12-й недели он на вкус пробует. Там есть соль, сахар, который ему очень нравится, и другие вещества. Когда в водах много сахара — малыш в восторге. Ароматы некоторых пищевых продуктов (пряностей, чеснока, спаржи) проникают в околоплодные воды и также влияют на вкусовые предпочтения малыша после рождения. К слову, в околоплоденые воды приходится ещё и писать (определяется по присутствию мочевины). Такие действия — тренировка легких и почек ребенка.

В полости животика, конечно, темно. Если подставить голый живот солнцу, то там можно заметить свет темно-красного цвета, однако, как показывает узи, малыш мгновенно прячется, отворачивается и меняет положение тела. Глазки ребенка почти все время прикрыты, и хотя к концу девятого месяца глаза становятся обычными человеческими, «работать» они начинают с первым цветным лучом нашего мира. А пока что, с 23-й недели, глаза чуть приоткрываются, а с 26-й недели крошечные веки пытаются что-то рассмотреть.

Он осязает

Уже с 10-й недели беременности малыш ощущает прикосновения к самому себе. Вскоре после этого он начинает пробовать совершать первые движения и активно интересоваться своим телом. Этот процесс, достигающий своего пика между 12-й и 24-й неделями, можно наблюдать при проведении ультразвукового исследования: детишки дотрагиваются до своего лица, сгибают и разгибают ручки и ножки.

Они также могут сосать большой пальчик руки или играть с пуповиной.

При ультразвуковых исследованиях у женщин, ожидающих двойню, на мониторе хорошо видно, что близнецы не только часто гладят друг друга по головке, но иногда и дерутся, в таком случае нужно почаще гладить животик, чтобы малышки ответили или ударом ножки/ручки или погладили и вас через стенку живота.

Он сопереживает и плачет

Предполагается, что если мама находится в дурном расположении духа, когда нервная система напряжена, то малыш… плачет.

Разумеется, это возможно при условии уже сформированности век и глаз (ранние сроки), но, в любом случае, плохое настроение мамы передается малышу, он начинает тереть глазки и может заплакать.
А, начиная с 24-й недели беременности мамы, ребенок даже может ощутить боль. Поэтому при проведении операций на еще не рожденных детях (да, и такое бывает) им обязательно дают наркоз, вводя препараты через сосуды пуповины. И не дай Бог делать аборт, при котором ребенка вытаскивают… по частям!

После 40-й недели малыш рождается на свет и теперь уже может в полной мере исследовать свою маму (к обоюдному удовольствию) с помощью всех органов чувств — он ее слышит, узнает по голосу, по запаху, пробует молочко на вкус, внимательно вглядывается в лицо, ловит непослушными глазами её образ, ощущает нежные прикосновения рук и радуется тому, что сейчас с ней.

Что чувствует малыш в животе у мамы

Каждую будущую мамочку интересует вопрос: что чувствует малыш, находясь в животике? Давайте разберемся.

Начиная со второй половины беременности малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по некоторым данным, с 22-й недели) ребенок уже может дифференцировать различные звуки.

До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребенок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для »
внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и легким мамы ребенок будет прежде всего воспринимать их ритм, а не звуки извне. Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама еще и говорит!

Начиная с последнего триместра беременности кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия — классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Кстати, некоторые ученые считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух! Поэтому — сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на
общение с ребенком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном. Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надежный шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки). Понять, что именно слышит ребенок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в наполненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.

Да, по сравнению с мамой и папой малыш сейчас — настоящий гурман. Дело в том, что между пятым и седьмым месяцем во рту у ребенка имеется значительно больше особых клеточек, воспринимающих тончайшие вкусовые нюансы, чем у взрослого человека. После рождения их количество резко сократится. Чтобы
объяснить этот обратный процесс, ученые предложили оригинальную гипотезу — возможно, в будущем человеку и вовсе не понадобится богатая гамма вкусовых ощущений и вкусовые рецепторы во рту просто. исчезнут. К счастью, пока до этого далеко. Конечно, находясь в мамином животике, малыш сам ничего не ест — его питание осуществляется через пуповину и полностью лежит «на маминых плечах». Однако ребенок активно пробует на вкус околоплодные воды, которые окружают его начиная с 12-й недели жизни. Но кроха не только пьет, но и. писает. В околоплодных водах определяется и присутствие мочевины. Такие пробные глоточки и выделения нужны для тренировки легких и почек ребенка.

В околоплодных водах содержится еще много различных веществ, в том числе соль и сахар. Правда, последний больше нравится малышу. Как об этом узнали? После проведения оригинального (и абсолютно безвредного как для мамы, так и для ребенка) эксперимента: околоплодные воды искусственно насыщались слабыми растворами соли и сахара. При этом
солененькую воду крошка пробовал неохотно, а вот сладкая — привела его просто в восторг.

Кстати, будущие мамы, не забывайте, что ароматы некоторых пищевых продуктов (пряности, чеснок, спаржа) также проникают в околоплодные воды и вполне могут повлиять на вкусовые пристрастия малыша после рождения.

В полости матки, конечно, особо рассматривать нечего. Тем более что брюшная стенка маминого живота в сочетании с одеждой полностью защищает глазки малыша от света.

Даже если будущая мама подставила свой животик под прямые солнечные лучи, кроха может только различить свет темно-красного цвета. Правда, прямой бьющий луч яркого света ему не очень нравится, на мониторе ультразвукового аппарата видно, что он отворачивается и меняет положение тела.

Глазки ребенка почти все время прикрыты, и хотя к окончанию девятого месяца этот орган чувств уже развит, по-настоящему он заработает только после рождения.

Однако начиная с 16-й недели беременности приборы
фиксируют движения глазных яблок, причем с 23-й недели эти движения становятся более интенсивными, а с 26-й недели малыш на короткое время уже приоткрывает свои крошечные веки.

Уже с 10-й недели беременности малыш ощущает прикосновения к самому себе. Вскоре после этого он начинает совершать первые движения и активно интересоваться своим телом. Этот процесс, достигающий пика между 12-й и 24-й неделями, можно наблюдать при проведении ультразвукового исследования: детишки дотрагиваются до своего лица, сгибают и разгибают ручки и ножки. Они также с удовольствием сосут большой пальчик руки или играют с пуповиной. А еще растущий крошка очень любознателен. Когда во время проведения амниоцентеза на исследование берут околоплодные воды, малыш часто приближается к игле, пытаясь схватить ее маленькими ручками и разобраться, что же это за предмет?

При ультразвуковых исследованиях у женщин, ожидающих двойню, на мониторе хорошо видно, что близнецы не только часто гладят друг
друга по головке, но иногда и боксируют.

Поэтому, если сомневаетесь в способностях малыша чувствовать, что происходит в окружающем мире, просто положите руку на свой округлившийся животик, погладьте его. Кроха тут же ответит вам метким ударом ножки или ручки (если, конечно, в этот момент он не спит).

Действительно, начиная с 24-й недели беременности ребенок уже может ощущать боль. Поэтому при проведении операций на еще не рожденных детях им обязательно делают внутривенный наркоз, вводя препараты через сосуды пуповины.

После 40-й недели малыш рождается на свет и теперь уже может в полной мере исследовать свою маму с помощью всех органов чувств — он слышит ее голос, пробует молочко на вкус, вдыхает родной запах, внимательно вглядывается в лицо, ощущает нежные прикосновения ласковых рук. Какое же это счастье!

Чаще гладьте живот будущей матери

В настоящее время активно разрабатывается пренатальное воспитание плода. Эта новая проблема является хорошо забытой, и не просто старой, а, пожалуй, древней проблемой. Система «тай-кье» — пренатальное воспитание плода на протяжении всего срока беременности — существовала еще в Древнем Китае, а в Древней Индии контроль плода и воздействие на него начиналось с 3-го месяца беременности и включало словесное и музыкальное воспитание. О том, как родить здорового, счастливого ребенка, рассказывает заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской медицинской академии Владимир Трошин.

В настоящее время активно разрабатывается пренатальное воспитание плода. Эта новая проблема является хорошо забытой, и не просто старой, а, пожалуй, древней проблемой. Система «тай-кье» — пренатальное воспитание плода на протяжении всего срока беременности — существовала еще в Древнем Китае, а в Древней Индии контроль плода и воздействие на него начиналось с 3-го месяца беременности и включало словесное и музыкальное воспитание. О том, как родить здорового, счастливого ребенка, рассказывает заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской медицинской академии Владимир ТРОШИН.

К ТРЕТЬЕМУ месяцу внутриутробного развития у нерожденного ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов. Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся работать совместно под руководством главного компьютера, управляющего жизнедеятельностью человека, — его мозга.

Каждая новая жизнь уникальна

ЕЩЕ недавно мы были уверены в том, что в утробе матери ребенок развивается только физически, а его духовно-психологическое формирование начинается лишь после рождения. Между тем за последние 25 лет появилось множество научных данных, свидетельствующих о том, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциональное развитие человека идет параллельно.

Каждый человек уникален с момента зачатия. Полагают, что в генетической памяти записаны не только биологические, но и духовно-психологические события предыдущих поколений. Кроме того, родители, которые дают жизнь новому человеку, уникальны сами по себе по состоянию здоровья и уровню интеллекта. Наряду с этим во время зачатия соединились только один из миллиона сперматозоидов и лишь одна из тысяч яйцеклеток, уникальные по своей структуре. Это произошло в определенном месте Земли, при уже неповторимом стоянии Луны и планет, состоянии электромагнитного поля, солнечной активности и многих других факторов, которые в таком сочетании никогда больше не повторятся. Вот почему мы должны с достаточным уважением относиться к любой развивающейся жизни, к способностям и возможностям каждого человека.

До недавнего времени врачи жили со знанием, что плод глух и нем, что он ничего не видит и не ощущает, не имеет ни памяти, ни мышления. Мы жили с представлением о том, что матка — замкнутое пространство, куда не проникают ни свет, ни звук, а плацента — мощный барьер, не пропускающий вредные вещества (алкоголь, наркотики, никотин, кофе, лекарства). Учитывая все, мы могли позволить себе вести себя как хотим, без учета того, что неродившийся ребенок может что-то чувствовать, переживать, что уже идет формирование его характера. Вместе с тем сегодня новые методы исследований позволили ученым заглянуть в полость матки, «прийти в гости» к неродившемуся ребенку, сфотографировать его, заснять на видеопленку и в течение длительного времени наблюдать жизнь человека до рождения.

В настоящее время неврологи и психологи пришли к выводу, что характер человека фактически формируется внутриутробно, а после рождения идет лишь корректировка. При этом родители часто не замечают, что ребенок демонстрирует им их же черты. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был добрым, любил вас, тянулся к знаниям, необходимо самим проявлять эти качества во время беременности и после рождения.

С приближением сроков родов у женщин усиливается тревога, что может привести к нарушению нормального развития родовой деятельности, при котором требуется применение различных лекарств или оперативное родоразрешение. Кроме того, страх, испытываемый матерью в течение беременности, улавливается ребенком, и, как показали исследования зарубежных психоаналитиков, сохраняется в памяти человека на долгие годы, проявляясь в виде различных отклонений в его физическом и психическом здоровье.

Роль отца во время внутриутробного развития ребенка также очень важна. Во-первых, он дал ребенку генетический материал и фактически заложил, в равной мере как мать, его будущие возможности. Во-вторых, отец проявляет свое отношение к ребенку через отношение к матери, через свою любовь к ней. Необходимо, однако, иметь в виду, что он должен быть искренним. Ведь кроме вербального канала передачи информации — слова, существуют еще взгляд, интонация, прикосновение, которые невозможно подделать.

Формирование физического здоровья ребенка

ОДНИМ из важнейших моментов в формировании физического здоровья является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что «наше здоровье — в нашем позвоночнике». Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.

Возраст 6-7 лет — это критический период в жизни ребенка, когда заканчивает свое становление большинство физиологических функций.

Второй важный (тоже «критический») период в жизни ребенка — это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем.

Особого внимания заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационными воздействиями пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция. Девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди.

Мама — первая вселенная ребенка

СЕЙЧАС не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, «играет» пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама — это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психологической точки зрения. В качестве примера можно привести тот факт, что вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери. Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы.

Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге «Микропсихоанализ» высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал «внутриутробной войной», которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку.

Человек — существо парадоксальное

ИНТЕГРАТИВНАЯ психологическая модель беременности структурно включает в себя критический и два стабильных периода: каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога):

— кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития — отделение оплодотворенной клетки от организма матери метафорически;

— стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития — отождествление с организмом матери, психологически проявляется как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, «обособление» материнского опыта через отреагирование и осознание;

— кризис фетальности. Механизм развития — снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологическое значение этого кризиса — мать получает возможность придать смысл движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка;

— стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития — отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии — в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

— кризис внутриутробного младенчества, или родовой, относится к следующей ступени, ступени оживления.

Кризис инобытия. Психологический смысл этого периода — в противостоянии ребенка и матери (родителям), он принадлежит к «иному», бестелесному, миру, а они предлагают ему телесный способ бытия. Он разрушает тело матери, буквально поедает его. Когда тебя едят, естественная реакция — держаться подальше от зубов. Естественная, но не человеческая. Человеческая реакция парадоксальна. Для того чтобы пренатальная общность обрела фундамент, родители должны вести себя противоположным образом, а именно: искренне желать всех этих неприятностей. Звать ребенка, приглашать его, идти навстречу разрушению, принимать его. Если, несмотря на сознательные усилия зачать ребенка, он остается в инобытии, необходимо с повышенным вниманием отнестись к собственной бессознательной жизни.

Стадия принятия совместности — «плод». На этой стадии, когда душа и тело согласны принять в себя ребенка, он получает свободу быть и стремится слиться, отождествиться, оккупировать тело и сознание матери. Ему понравилось в животе, он принял правила игры «идти навстречу». Именно это «естественное» состояние описывается в книгах по психиатрии беременности и в журналах для женщин. Девиз этого периода (примерно от 3 недель до 22): «Я так одинока!». Это время тоски, депрессий, капризов, наивности, обидчивости, требовательности к окружающим, инфантильности, ребячливости. В целом состояние и поведение женщины в этот период представляют собой в той или иной мере удовлетворенное желание оккупации чьей-нибудь жизни и сознания. Она хочет занять собой все, но не может и поэтому чувствует себя одинокой и брошенной. Если все так и оставить до конца, то и получится как раз симбиоз, злокачественный и губительный. Беременность пройдет так же естественно, как бурчание в животе, а ребенок не сможет почувствовать себя отдельным. Да и мамашу ждет разочарование, когда он родится. Она должна быть готова иметь дело с младенцем, а не с собственными состояниями души и тела. Нужно принять одиночество не как слабость, а как возможность действовать отдельно, самостоятельно, а не по указке, как возможность свободы. Если же муж и семья удовлетворяют инфантильные желания беременной и заняты только ею, как будто она — ребенок, а они — беременные ею, будущая мать тем более должна проделать духовную работу по обособлению от «плодного» состояния, хотя бы не увлекаться особым положением и брать на себя «взрослую» ответственность, как и раньше.

Кризис плодной жизни. Итак, после того как семья соединилась с ребенком и поставила себя с ним в родительское отношение, пренатальная общность построена. Сложились условия для самобытия. Он начинает действовать сам, начинается период собственно человеческий, период самостояния. Когда будущая мать ощущает движение ребенка, она может сказать «он шевелится», а не «меня тошнит». В ее сознании появляется «другой». Снова противостояние, он не подчиняется матери, он автономен. Девиз этого периода: «Я не справлюсь!».

Последняя стадия ступени воплощения называется «внутриутробный младенец». Это уже человек, откликающийся на другого человека, имеющий дело с человеческой реальностью, но пока в искаженном виде. Он приспособлен к жизни по эту сторону. Интересен тот факт, что на этой стадии подавляющее большинство женщин ведет себя и чувствует не «естественно», а «нормально», то есть думает о родах и покупает приданое. Правильно, на этой стадии нужно быть в будущем, нужно буквально «видеть» своего ребенка после рождения и свои отношения с ним.

Жизнь начинается не с рождения, а с зачатия

СЕГОДНЯ во всем мире, включая Россию, реанимируются принципы и методы пренатального воспитания на современном уровне, нередко дополненные религиозными взглядами. Однако роль медицины во многих созданных для пренатального воспитания центрах пока весьма ограничена.

Современное рутинное ведение беременных и рожениц, конечно, включает заботу о плоде, но в абсолютном большинстве случаев — о его вегетативном, а не эмоциональном состоянии.

Трагедия с талидомидом, безобидным на первый взгляд снотворным средством, привела к рождению множества уродов, появившихся на свет без конечностей. А в 1995 г. в Копенгагене провели исследование взрослых людей, родившихся от матерей, получавших во время беременности барбитураты в качестве снотворного. Результаты оказались впечатляющими: коэффициент интеллекта и другие критерии умственных способностей у обследованных людей оказались на 7-12% хуже, чем у людей равноценного возраста, образования и социального статуса.

Психологи Америки считают, что «жизнь начинается не с рождения, а с зачатия». Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже «слышали» до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать «эмоционально уравновешенных детей» с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями. Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, домашние дрязги, конфликты и взаимоотношения, отсутствие денег, трудности с продуктами — каков бы ни был наш тяжкий быт, все-таки, будущие мамы, выкраивайте каждый день хоть несколько минут, чтобы подумать о вечном, о доброте, послушать красивую музыку, доставить себе маленькое удовольствие, — всякая радостная и добрая минута многократно усилится и станет частью существа вашего будущего ребенка. Разговаривайте с ним, посылайте ему ваше тепло, вашу нежность. Каждый день хоть пять минут представляйте себе своего ребенка, разговаривайте с ним, сосредоточивайте на нем свои мысли, всю свою любовь. Этот тайный диалог идет на самом деле все время — обмен чувствами и ощущениями. Просто мы в силу своего неумения сосредоточиться не можем это почувствовать как следует. Но если будущая мать, ежедневно сосредоточиваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку, то она создает глубочайшие взаимоотношения со своим будущим ребенком, устанавливая с ним перинатальные узы любви.

Привет, малыш, я — твой папа

СОНДРА Рей в книге «Идеальное рождение» советует: «Прикасайтесь к своему животу и говорите: «Детка, слушай очень внимательно. Я, твоя мать, говорю тебе: «Иди путем красоты, божественности и правды в своей жизни. Я хочу, чтобы ты был прекрасным физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Ты должен всегда пытаться быть добрым, любящим, полезным людям, быть смелым и бесстрашным. Не позволяй другим людям неправильно обращаться с собой. Что бы ни случилось в твоей жизни, ты всегда будешь радостен. Ты будешь смелым и бесстрашным в работе по созданию нового мира».

Можно придумать и другие слова, но попробуйте каждый день выкроить тихую минуту сосредоточения и разговаривать со своим будущим ребенком. Тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет приносить вам глубокое удовлетворение и радость.

В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения, кладите руку на живот жены каждый день и говорите: «Привет, малыш, я — твой папа, я жду тебя с радостью, мы будем друзьями», — или что-нибудь вроде этого. Исследователи отмечали, что «неразумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже знакомого им ранее, и не плакали, а улыбались. Уважаемые папы, если вы хотите быть любимыми своими детьми, учитесь выражать эту любовь к своим будущим детям через любовь к беременной жене. Доказано, что чем больше будущая мать будет совершать различных встреч, прогулок, наносить визитов, тем лучше (причем отрицательные эмоции тоже необходимы). Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив.

Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу — тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода. Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек «танцует» под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками. Аудиолог Мишель Клементе в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка. Одни из любимых композиторов еще не родившихся детей — Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводят их в волнение. Возможно, если вы будете давать слушать музыку вашему еще не родившемуся ребенку, у него возникнет глубокий интерес к ней на всю жизнь.

Потакать ребенку во всем — себе дороже

НИКОГДА два человека не бывают так интимно связаны друг с другом, как мать и ребенок. Материнство — это важнейшее призвание, которое природа определила для женщины. Величайшие произведения искусства, созданные человеком, изображают мать и ее ребенка.

Ребенок порой требует присутствия матери чаще, чем того требуют обстоятельства, что, конечно, не нравится взрослым. Но здесь всегда нужно помнить, что дело идет о защитном механизме, бывшем когда-то в филогенезе жизненно необходимым. Цивилизация со временем изменила ситуацию, а вопрос о необходимости присутствия матери остается ребенку неизвестным. Лежа в постели, он точно так же имеет установку на мать, как и будучи в ее теле. Поэтому он вынужден все время проситься к матери на руки, так как лучше всего чувствует себя с ней. Обычно ребенок лучше засыпает на руках у матери или лежа рядом с ней. Однако в настоящее время не рекомендуется приучать ребенка к родительской постели.

Слишком сильная материнская любовь, при которой стараются выполнить любое желание ребенка, превращается в слабость. Многие дети потом с трудом привыкают к другому образу жизни и всеми силами пытаются ему воспротивиться. Можно, конечно, преодолеть это сопротивление, но многие матери не в состоянии добиться этого, хотя прекрасно осознают неправильность своего поведения. Чем старше становится ребенок, тем труднее оказывается выполнить все его желания, так как необходимо учитывать интересы и других людей. Особенно хорошее влияние оказывает школа, которая приучает ребенка к коллективу. Товарищи обычно не склонны считаться с ним, как это делает мать.

Преувеличение заботы о ребенке часто вызывает недоверие к врачу. Если результат лечения сказывается не тотчас же, матери обращаются ко второму, к третьему врачу и т. д. В общем, чем больше забот о ребенке, тем быстрее меняются врачи. Однако смена врачей не идет на пользу ребенку. Кроме того, такую мать бывает трудно уговорить поместить больного ребенка в лечебное учреждение, хотя в этом заключается порой единственный шанс на его спасение. Ей кажется, что именно ее ребенок какой-то особенный и обязательно погибнет среди посторонних людей от тоски по дому. Если все же удастся уговорить маму поместить ребенка в больницу, она к вечеру или на следующий день вновь появляется, чтобы его забрать, потому что дома не находит покоя из-за тревоги за него. Порой такой ребенок преждевременно забирается из больницы.

Показательно и то, как дети таких матерей ведут себя в больнице. Они легко и без трудностей подчиняются общему порядку, хотя у них, как и у других детей, появляется в первые дни тоска по дому. Но как только показывается мать, картина сразу меняется. До того приветливый ребенок становится капризным, беспокойным. Если до прихода матери он хорошо ест из рук сестры, то теперь, когда мать хочет его покормить, он в ее присутствии пищи не берет ни у нее, ни у сестры. Теперь он отказывается от каждой ложки. Но чем больше ребенок сопротивляется, тем сильнее возбуждается мать, которая в своем воображении уже видит ребенка, умирающего в больнице от голода. Очень редко бывает, что мать не любит своего ребенка. Даже в случае внебрачного рождения, когда наличие ребенка делает ее существование чрезвычайно трудным, материнская любовь сохраняется и даже порой усиливается.

В заботах о ребенке особенно молодые и неопытные матери часто поддаются влиянию окружающих. Знакомые и родственники охотно дают советы, которые те воспринимают как должное. Иногда с матерями заговаривают по поводу ее ребенка даже посторонние люди на улице. Сочувствие выражается, например, следующими словами: «Как плохо выглядит ваш ребенок». Мать, чувствующая в этом выражении упрек, идет к врачу. Перед врачом тогда возникает нелегкая задача успокоить ее, доказать необоснованность волнений.

Ничего даже приблизительно похожего почти никогда не бывает между отцом и его потомством. Чувства отцовства являются филогенетически более поздними приобретениями человека, поэтому отец менее привязан к детям, чем мать.

Желание родить мальчика — причина появления на свет девочек

ОТЕЦ, чью фамилию носит семья, желает большей частью иметь мужское потомство, носителя фамилии и наследника. Мать, напротив, сама недавно переменившая фамилию, относится к этому вопросу не столь серьезно. Однако пол новорожденного не зависит от желания родителей, поэтому разочарование человека бывает велико, когда надежды повторно не оправдываются. Бывает даже, что отец не хочет видеть новорожденную дочь, хотя эта неприязнь вскоре проходит. Кроме того, следует знать, что пол ребенка зависит от отца, а не от матери. Вина, если вообще можно говорить о какой-то вине, лежит, следовательно, на отце. Эта биологическая зависимость, однако, большей частью родителям неизвестна. Во всяком случае, родителям не возбраняется делать новые попытки. Таким образом, желание родить мальчика является причиной появления на свет многих девочек. Насколько женщины проявляют живой интерес к младенцам, настолько мало ими интересуются обычно молодые мужчины. В комнате с новорожденным отец чувствует себя вначале лишним и неловким. Он не знает самых простых приемов ухода за младенцем, поэтому его приходится учить. Некоторые отцы в этом случае переоценивают свои знания. К сожалению, забота отца о ребенке нередко выражается в упреках по адресу матери. Если ребенок кашляет, значит, она плохо смотрела за ним и не уберегла, если плачет ночью — неправильно его воспитывает. А когда ребенка надо наказывать, отец начинает возражать.

Отец, бывший весь день на работе, придя домой, имеет совершенно законное желание поиграть немного с ребенком. Если это происходит очень поздно, разумная мать понимает и соответственно организует распорядок дня ребенка. Конечно, отцу после тяжелого и трудного дня хочется видеть дома веселые лица, а не выслушивать сообщения о бывших в течение дня шалостях и выступать при этом в роли карающего судьи. Из-за этого между родителями легко возникают конфликты.

То обстоятельство, что мама все время проводит с детьми, имеет свои преимущества и недостатки. Маму дети всегда предпочитают отцу, и некоторые папы бывают задеты таким пренебрежением. Хотя дети больше любят мать, у нее больше трудностей при общении с ними при непослушании. Она значительно больше, чем отец, страдает от непослушания ребенка. Если отец слаб и податлив, то он разрешает то, что запрещает мать, и тогда падает авторитет матери в глазах детей. Дети чувствуют себя лучше всего под сильным и уверенным руководством обоих родителей, хотя при этом многие их желания и не выполняются. Ссоры родителей, происходящие на глазах у детей, являются для них всегда тяжелым переживанием, и эти воспоминания остаются у них на всю жизнь.

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й — 20 см, на 28-й — 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см.

Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку. С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Именно в связи с тем, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом, так важен эмоциональный климат в семье, главная цель которого — умиротворение, доброжелательность, терпение и радостное ожидание нового человека. Женщина, которая разговаривает со своим будущим ребенком, читает ему стихи, слушает свою любимую музыку, постоянно настроена на одну эмоциональную волну со своим малышом. Она всегда помнит, что мать и дитя представляют собой единое взаимозависимое целое, и это обеспечит ребенку эмоционально благополучный старт в жизни.

В первые месяцы беременности иногда без видимых причин женщине хочется плакать или смеяться. Эти эмоциональные перемены беременной женщины, связанные с гормональной перестройкой, должны знать и учитывать близкие, они должны стараться быть с ней ласковыми, нежными, не обращать внимания на капризы, утешать, если неожиданно всплакнет. А сама будущая мать должна учиться переключаться: вспомнить смешной случай или анекдот, послушать веселую музыку, пойти погулять, принять теплую ванну. Она должна знать, что эти эмоциональные всплески коротки и можно научиться держать себя в руках, пока они не пройдут.

Когда пара молодоженов в середине медового месяца спросила у мудреца, когда следует заняться воспитанием их будущего ребенка, тот ответил: «Вы опоздали на две недели».

Смотрите еще:

  • Двенадцатая перстная кишка это Где находится и как болит двенадцатиперстная кишка? Если у человека диагностировали воспаление двенадцатиперстной кишки, симптомы и лечение зависят от причин, которые спровоцировали […]
  • Симптомы и стадии рака прямой кишки Симптомы и стадии рака прямой кишки Уникальные диагностические и лечебные технологии Роботизированный хирургический комплекс Da Vinci Si HD Высокотехнологич- ные операции по […]
  • Болит живот и поясница после месячных Боль внизу живота и в пояснице после месячных Регулярные месячные – это нормальное природное состояние каждой женщины репродуктивного возраста. Бесперебойная цикличность месячных выделений […]
  • Гепариновая мазь биосинтез Гепариновая мазь туба 25 г Нижфарм Фармакологические действия Действующие вещества 104.00 руб. Срок годности: 06.2021 Инструкция по применению В 1 г мази содержится: Действующие […]
  • Как расположен ребенок в животе на 22 неделе Правила роста вашего живота Живот при беременности Одним из бесспорных признаков беременности является увеличивающийся живот. А почему и как он растет? Казалось бы, ответ очевиден: живот […]
  • Прямая кишка особенности Все о стоме Вся информация о стоме Строение и функции прямой кишки Прямая кишка – это конечный участок пищеварительной системы человека. Она представляет собой продление кишечника, но […]