Лечение желудка от ибн-сина

Медицина Пророка ﷺ

Медицина Пророка ﷺ или исламская медицина – это лечение по сунне, которое основывается на том, что передано от Пророка Мухаммада ﷺ , будь это коранические аяты или пророческие хадисы. К лечению относится всё то, что описывал Пророк (мир ему и благословение), отвечая на вопросы сподвижников об излечении от недугов. Медицина Пророка ﷺ объединяет в себе всё то, что связано со здоровьем человека в течение жизни касательно его пищи, питья, жилья, женитьбы и так далее. Медицина Пророка ﷺ содержит в себе законодательство, касающееся вопросов лечения, осуществления медицинской практики, ответственности врачей с точки зрения Ислама.

Учёные, занимающиеся составлением сборников хадисов, составляли отдельные разделы под названием «Раздел медицины», собирая в нём высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся темы исламской медицины. Первым это сделал имам Малик в своём сборнике хадисов «аль-Мувата». Подобно имаму Малику, это сделали имам аль-Бухари, затем имам Муслим и другие собиратели хадисов.

Первым, кто составил отдельную книгу о медицине Пророка (мир ему и благословение), по словам историков, был Али ар-Риза ибн Муса аль-Казим (ум. 203 х./ 811 м.). Его книга представляла собой сокращённый трактат.

Затем была написана книга «Пророческая медицина», автором которой был аль-Малик ибн Хабиб аль-Андулуси (ум. 238 х. / 853 по м.). Он был факихом, мухаддисом, его называли алим Андалусии. Это была первая книга по медицине Пророка (мир ему и благословение), в которой были упомянуты хадисы и делившаяся на разделы.

Считается, что первым, кто начал лечение по сунне Пророка (мир ему и благословение) был Абдуль-Латиф аль-Багдади (ум. 1231 по м.). Он был также учёным в области фикха и грамматики. Он написал книгу «Ат-Тибу мин аль-Китабива ас-Суннати» («Медицина на основе Корана и Сунны»).

Книги о медицине Пророка (мир ему и благословение) писали Ибн Сина, Абу Нуайм аль-Асбахани, ат-Тайфаши, аль-Камил ибн Тархан и другие.

Книга «Аль-манхадж ас-савива аль-манхали ар-рави фи ат-тиби ан-набавийи» имама хафиза Джалалуддина ас-Суюти (849-911 х./ 1445-1505 м.) является самой объемлющей книгой в области медицины Пророка (мир ему и благословение), так как она вобрала в себя всё то, что было написано прежде, в связи с тем, что автор был сведущ в науке хадисов.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, рабы Аллаха, лечитесь, потому что Аллах не послал болезнь, не посылая для неё лечения, кроме смерти» (достоверный хадис, передан 4-мя имамами хадисов).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не ниспосылает ни одной болезни, не ниспосылав от неё излечения» (имам Аль-Бухари).

«У каждой болезни есть лекарство, и если лекарство подошло к болезни, то человек исцелится с позволения Аллаха» (имам Муслим).

От Абу Саида аль-Худри передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не создал никакой болезни, не дав исцеления, знает его тот, кто изучает, не знает тот, кто невежественен, кроме смерти» (имам Ибн Маджа).

В этих хадисах мы видим побуждение к лечению. Всевышний сделал лекарства причиной для выздоровления. В словах Пророка (мир ему и благословение) «знает его тот, кто изучает, не знает тот, кто невежественен» – призыв к исламским врачам, чтобы они занимались научными исследованиями в медицине и изысканиями новых лекарств для тех болезней, которые не были известны прежде.

Исламская медицина

Ислам полностью направлен на сохранение жизни и здоровья человека, для приобретения счастливой жизни в обоих мирах.

Ислам гарантирует сохранность пяти вещей:

Три пункта из этих пяти непосредственно связаны со здоровьем тела (тело, честь, разум). Исламская медицина направлена на сохранение здоровья тела от угрозы заболеваний.

Имам аш-Шафии говорил: «Общество нуждается в двух категориях людей: учёных для сохранения религии, и врачах для сохранения (здоровья) их тел. Он также сказал: «Я не знаю науки, кроме знаний халяля (дозволенного) и харама (запретного) и знаний медицины».

Лечился сам Пророк (мир ему и благословение) и его досточтимое семейство, его жёны и сподвижники. Он советовал использовать средства лечения, известные в то время, полезные свойства которых впоследствии подтвердила наука.

Одним из лекарств является мёд, который сотворён Всевышним для лечения. В Коране говорится (смысл):

«И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома и на деревьях и в том, что они строят.

А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые доступны тебе». Из брюшков пчёл исходит питьё разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (Коран, 16:68-69).

Мёд исцеляет от многих болезней кровеносной системы, пищеварения, укрепляет иммунитет, лечит астму, язвы и так далее.

Чёрный тмин

Также Пророк (мир ему и благословение) призывал использовать в лечении семена чёрного тмина. С 1959 года в международных университетах было проведено более 200 исследований. Ошеломляющие результаты опытов были оформлены в виде статей и докладов и затем опубликованы в различных СМИ. Таким образом, наука полностью подтвердила важнейшее значение чёрного тмина в нашей жизни, о котором было сказано более 1400 лет назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение): «Лечитесь чёрным тмином, ибо в нём исцеление от всех болезней, кроме смерти!» (имамы аль-Бухари, Муслим)

Лечение желудка от ибн-сина

Язвы и прыщи в желудке иногда возникают вследствие остроты соков, которые впитываются в его вещество и приходят с ним в соприкосновение, но часто образуются и вследствие [истечений], поступающих [в желудок] из других [органов]. Так, [желудок] часто изъязвляется из-за горячих, жгучих истечений, спускающихся из головы и способных к загниванию, и желудок подвергается гниению и разъеданию, если нисхождение [соков] длится долго.

Признаки и различия._

Язвы в желудке, особенно в его нижней части, нередко вызывают малое дыхание, обильное отделение пота, обморок и похолодание конечностей. Иногда на язвы в желудке указывают зловонная отрыжка и подъем паров, которые порождают сухость и высыхание языка; часто [при этом] наблюдается рвота. Когда в желудке имеются прыщи, то отрыжка очень учащается. Различие между язвой в пищеводе и язвой в устье желудка состоит в том, что при язве, образовавшейся в пищеводе, боль ощущается сзади, между лопатками, и в шее до начала груди; положение [язвы] устанавливается по прохождению проглатываемой пищи; она указывает, в каком месте болит, проходя мимо этого места, а когда она минует его, боль немного успокаивается. Что же касается язвы в устье желудка, то признаком ее является то, что боль ощущается в нижней части груди и верхней части живота и бывает сильнее. Проглоченная пища указывает на нее, проходя в груди, и боль чаще всего отклоняется в сторону стенок живота. При такой язве становится малым дыхание и холодеет тело, и она чаще доводит до обморока. Если язва находится на дне желудка, то на это указывает выход чешуек язвы в испражнениях при отсутствии ссадин в кишках и ощущение боли после того, как принятая пища утвердится в нижней части желудка; боль [при этом] бывает легкая.

Язву желудка и язву в кишках различают по месту, где [чувствуется] боль, когда пища поступает в тело. Выход чешуек язв, которые выделяются при испражнении, имеет место редко, и эти чешуйки — тонкие, вроде тех, что выходят из верхних кишок. О том, что язва находится в желудке, заключают из того, что боль [ощущается] не в области кишок, а выше, однако [дело] часто является тут неясным, и [это заболевание] смешивают с высокой дизентерией, то есть [с дизентерией в высоко] расположенных кишках. В этом следует хорошо разбираться.

Что же касается рвоты, то когда с [ней] выходят чешуйки, они бывают только из-за язвы, в пищеводе и в желудке. Если ты захочешь это проверить, тебе следует накормить больного чем-нибудь, в чем есть уксус или горчица.

Свежую рану, образовавшуюся в [желудке], должно лечить вяжущими лекарствами, назначать быстро переваривающиеся яства и избегать лекарств от язв, в которые входят ярь-медянка, свинцовые белила, свинцовый глет, тутия и тому подобное. Наоборот, язвы в желудке и разъедание его надлежит лечить сначала очищением с помощью, например, подслащенной медом воды и джулаба, причем очищающее средство не должно обладать [столь] сильным чистящим действием, чтобы причинять страдания, изъязвлять больше, чем оно очищает, и приносить пользу, сотрясая [желудок]; наоборот, его очищающее и омывающее действие должно [устремлять соки] книзу. Если имеется налицо разъедание и омертвевшее мясо, то следует пользовать [больного] лекарством, очищающим от омертвевшего мяса, заживляющим и наращивающим мясо. Прекрасно подходит при этом горький ийарадж.

Когда [язва] очистится, [больного] следует поить коровьим кислым молоком с водой, с которого сняты сливки, питьем из айвы и граната и тому подобным. Таких больных поят также ячменной водой с гранатом и сгущенными соками вяжущих плодов; иногда приходится кормить их телячьими и козьими желудками в уксусе. Знай, что пока ты не очистил [желудок] от всех нечистот, нет пользы в каком-либо другом лечении и в употреблении заживляющих [лекарств]; если же ты применяешь средства, наращивающие мясо, то, [если] болезнь находится в области пищевода или устья желудка, клади в [эти лекарства] порядочное количество склеивающих, например, камеди и трагаканта. Иногда от язв в желудке помогает филунийа; полезны также янтарные лепешечки, особенно если есть кровавая рвота. Приносят пользу все густосваренные соки вяжущих плодов; иногда помогает густосваренный сок посконника и густосваренный сок горькой полыни. Если в желудке имеются язвы и нет возможности по какой-либо причине избежать послабления, то надлежит послаблять слабительной кассией; если же вследствие язв наступает [чрезмерное] послабление, его следует лечить лепешечками из конкреций бамбука и густосваренными вяжущими соками с соком вареного ячменя. Когда имеется налицо разъедание, его лечат средствами, упомянутыми в [параграфе] о лечении кровохаркания.

Заболевания желудка

У желудка случаются заболевания от расстройства [всех] шестнадцати натур — простого или с материей. [Материя может быть] черножелчной или желтожелчной во всех ее разновидностях, слизистой — стекловидной или жидкой, текучей или кипящей, а также слизистой кислой или соленой; [расстройство натуры бывает] также с черножелчной, материей, кислой или терпкой. Бывают в желудке также опухоли, бывают и язвы, распад единого и подобные ему [заболевания], зависящие от внутренних или внешних причин, как например, от толчка или удара. Иногда желудок переносит разрыв, и он не убивает немедленно, но когда распад единого дойдет до разрыва тела желудка, то больной, [можно сказать], мертв. Говорит Гиппократ: “Тот, у кого разорвался желудок, умрет”.

Иногда в желудке происходит расслабление волокон его ткани, а иногда они сильно уплотняются; бывают у желудка болезни строения в отношении размера, когда он очень велик или очень мал, а также болезни формы, когда он очень круглый, и заболевания, относящиеся к гладкости или шершавости, когда он, [например], очень гладкий и скользкий. Повреждение положения [выражается], например, в том, что желудок сильно выдается вперед. Бывают в желудке также закупорки в волокнах или закупорки в проходах от желудка к печени и к селезенке. Если закупорены проходы к печени, это вызывает понос, а если [закупорены] проходы к селезенке, то уменьшается аппетит. Случается иногда, что в желудке скопляются ветры, и его пучит от пищи или потому, что желудок слаб сам по себе; мы посвятим этому отдельный параграф.

Расстройство натуры желудка иногда возникает вследствие внешних причин: от жары, от холода или от других [воздействий], а иногда оно возникает от причин внутренних. Некоторые заболевания желудка возбуждаются при сильной жаре либо потому, что жара облегчает просачивание в желудок дурных соков, либо от того, что, разгорячая желудок, она способствует изменению материи в желудке; это помощь дурная, не естественная, которая переводит материю в неестественное состояние.

Когда [расстройство натуры] имеет место при наличии материи, то материя обязательно должна либо впитываться и погружаться в тело желудка, либо прилипать к поверхности его тела, либо изливаться в его полость. Сок, находящийся в желудке, иногда зарождается там, а иногда изливается в желудок из другого органа. Так из мозга изливаются горячие и холодные катары, и натура желудка разгорячается или охлаждается, принимая натуру [сока], который спускается в желудок. В него иногда изливаются также дурные, желчные соки из желчного пузыря,— это бывает у некоторых людей, в [теле] которых создано много протоков из желчного пузыря в желудок,— вместо того, чтобы идти в кишки, как происходит у большинства людей. Тогда в желудок изливается то, что должно изливаться в кишки, и если это продолжается долго, то соленые и острые [соки] вызывают в желудке язвы, а холодные и пресные [соки] делают его гладким и скользким. Иногда действие этих соков распространяется на первую кишку и прилегающие к ней [внутренности]. Что же касается расстройства аппетита и усвоения пищи [из-за таких соков], то это происходит прежде всего другого. Дело в том, что у некоторых людей созданы такие [излишние протоки], в отличие от обычного, и это не соответствует тому, что мы приводим в анатомии [желчного пузыря], и строению сосудов, идущих от желчного пузыря к желудку, у большинства людей. Иногда [соки] изливаются в желудок из печени и желчного пузыря у людей, у которых создан большой проток из желчного пузыря в желудок, так что туда попадает то, что должно изливаться в кишки. А иногда в желудок изливается также черная желчь из селезенки, как ты это еще узнаешь. [Но] чаще всего в желудок изливается желтая желчь из печени, и этому нередко способствуют причины, [скрытые] в желудке, каковы, например, сильная боль, сильное горе, запоздалое питание или слабость изгоняющей силы желудка. Причиной бывает также гнев, огорчение или душевные переживания, которые приводят материю в движение и заставляют ее изливаться в желудок; это вызывает [в желудке] жжение, которое прекращает только рвота.

Вследствие подобных движущих [причин], главным образом голода, в желудок иногда изливаются гнойные соки, особенно если в [прилежащих] местах имеются язвы; при этом в желудок изливается также и черная желчь. Причиной излияния в желудок черной желчи является ее обилие и слабость желудка, а причины обилия черной желчи тебе известны. Причиной излияния в желудок крови является ее изобилие и то, что она волнуется в каком-нибудь благородном органе, более благородном, нежели желудок, и соседствующем с желудком с той или с другой стороны, например, в печени или [расположенном] выше, как например, мозг. [Это бывает], когда кровь изливается из мозга в горло и в пищевод и проходит в желудок. Слабость изгоняющей силы желудка способствует восприятию им всего того, что в него изливается. Одна из действенных причин излияния крови в желудок и в другие органы — задержание месячных истечений, крови из почечуйных шишек или при поносе, а также пренебрежение физическими упражнениями, способствующими опорожнению, или отнятие какого-нибудь члена. [В последнем случае] пропадает материя, заготовленная естеством для этого члена, и ее необходимо вывести; иногда она выводится через желудок, и [больного] рвет кровью.

Затем знай, что слабость желудка является действенной причиной излияния в желудок того, что туда изливается из соков, которые обнаруживаются в желудке или скрываются в нем; чаще всего это бывает слизь, и причина этого в том, что хилус близок по своему естеству к слизи. Если он не вполне переваривается, то не превращается в кровь, в желтую желчь или в черную желчь, [а превращается в слизь]. К тому же в желудок в большинстве случаев не изливается желтая желчь, которая бы его омывала, как она омывает кишки. Что касается желтой желчи, то у некоторых [людей] она зарождается в желудке, но в большинстве случаев она изливается туда из печени. Желтая желчь зарождается в горячем желудке, если находится там питательное вещество, способное быстро перейти в дымный [пар]. Бывает иногда, что ткань вещества желудка либо по своему строению, либо вследствие заболеваний, болей и плохого режима становится дряблой и редкой, а кожа его — тонкой. Это приводит к ослаблению всех действий желудка, и лечение его требует настойчивых усилий.

Причинами заболеваний желудка являются все упомянутые причины болезней, внешние и внутренние. Особое [значение] имеет пища, если она [дурна] и вызывает расстройство пищеварения, даже когда желудок находится в самом здоровом состоянии,— об этом сказано в своем месте,— или если ее очень мало, и это заставляет здоровый желудок худеть и сморщиваться. [Нехорошо также] часто употреблять лекарства: желудок тогда привыкает пользоваться помощью лекарств при своих действиях и очень утомляется от рвоты и послабления. Особенно утомляет рвота: она требует резких, неестественных движений и иногда делает ткань волокон желудка редкой и дряблой. Очень чувствительный желудок испытывает боль и страдание от любой ничтожнейшей причины и от всякого чрезмерно ослабляющего [расстройства] натуры, ибо оно порождает недостаточность всех действий желудка; даже сама по себе теплота иногда оказывается причиной скользкости желудка, так как вызывает слабость удерживающий силы, а теплота при наличии желтожелчной материи бывает причиной этого очень часто.

Повреждения, порождающие действия желудка, поражают, [например], силу, вызывающую аппетит, и силу привлекающую, так что [желудок] совсем не чувствует аппетита или аппетит у него мал, или, [наоборот], очень велик, или является извращенным по отношению к пище или к воде. Или [повреждается] удерживающая сила и удерживает [слишком] сильно или слабо, или способность удерживать пропадает и пища всплывает наверх. При повреждении переваривающей силы пищеварение прекращается или слабеет или портится и [перевариваемое] вещество становится дымным или кислым.

Все, что долго пребывает в желудке и задерживается там, вызывает образование паров, которые причиняют боль и приводят в движение соки; ничто не образует столько паров, как плоды. Из-за [этих паров] появляются боли распирающие, жгучие и другие. Ослабление всех [упомянутых] сил или части их иногда влечет за собой всплывание пищи, замедление или ускорение ее спуска, а также ослабление, прекращение или расстройство пищеварения, упадок аппетита, “собачий аппетит” и извращенный аппетит; [все] это сопровождается урчанием, отрыжкой, вздутием живота, изжогой и другими [явлениями]. Иногда вызываемые этим [расстройства] приводят к соучастию [в заболевании желудка] других органов, особенно мозга, у которого много общих с желудком нервов, это вызывает падучую, судороги, меланхолию или повреждает зрение; нередко глазам кажется, что [они видят] перед собой мошек, комаров, паутину, дым или туман. Нередко в [заболевании] желудка соучаствует сердце, и это вызывает обморок либо из-за сильной боли, особенно при больших опухолях желудка, либо от [воздействия] чрезмерного жара или холода, либо от [качества пищи], ставшего ядовитым. Если материя слишком слаба, чтобы вызвать обморок, она вызывает тошноту, беспокойство, зевоту или “гусиную кожу”. Такие [люди] подобны тем, о которых Гиппократ говорит, что прием вина, наполовину разбавленного водой, их излечивает; это происходит потому, что вино очищает, омывает и укрепляет.

Желудок иногда бывает предрасположен вследствие своей большой чувствительности к отклику на незначительные воздействия, и это приводит к падучей и к судорогам. Человеку [с таким желудком] вредит малейший приступ гнева, пост, огорчение и [всякая] причина, приводящая в движение соки. Если в устье его желудка изливается едкий желчный сок, он испытывает страдание из-за своей большой чувствительности и падает в припадке падучей или судорог или лишается чувств вследствие соучастия мозга [в заболеваниях] устья желудка. С таким человеком происходит то же самое, что бывает с тем, у кого слабое устье желудка: если он переест или перейдет меру в питье вина или совокуплении, то упадет в припадке судорог или падучей; многие такие люди спасаются, если их вырвет чем-то похожим по цвету на порей или ярь-медянку. Нередко большое переполнение повергает их в долгую спячку, [и они спят], пока не проснутся от рвоты. А иногда это является причиной возникновения брюшной меланхолии, дурных мыслей и снов.

Знай,, что болезни желудка, если они затягиваются, приводят к расслаблению волокон его ткани, и их трудно излечить и восстановить [здоровье]. К числу злокачественных расстройств строения органов [больного] принадлежит [такое расстройство], когда голова холодна и предрасположена к возникновению катаров, а желудок горяч и не переносит [лекарств], очищающих от этих катаров, каковы, [например], фалафили, лекарство из мяты и лекарство из кумина.

Лечение желудка от ибн-сина

Академия наук Узбекской ССР. Институт Востоковедения им. Беруни

КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)

Мед есть скрытая [от взоров] роса, выпадающая на цветках и на других [растениях], которую собирают пчелы. Она [образуется из] пара, поднимающегося вверх и созревающего в воздухе. За ночь [пар] превращается [в росу], густеет и выпадает в виде меда. Иногда мед, такой как он есть, попадается в горах Касран. Мед различается смотря по тому, на какие деревья и камни он выпадает. Большую часть видимого меда собирают люди, а невидимый мед собирают пчелы. Я полагаю, что мед оказывает влияние на поведение пчел и что пчелы собирают его для пропитания и запасают. Существует вид меда острый и ядовитый.

Лучший мед — очень сладкий, с приятным запахом, несколько острый, красноватый, крепкий, не такой, который жидок и липок и не режется [ножом]. Лучший мед — весенний и летний, а зимний [мед] — плохой.

Пчелиный мед горячий и сухой во второй [степени]. Мед сахара-леденца и [сахарного] тростника — горячий в первой [степени] и не сухой. Возможно, что он влажный в первой степени.

Действия и свойства.

Действие [меда] очищающее, открывающее устья сосудов, рассасывающее жидкости. Он вытягивает жидкости из глубины тела и препятствует гниению и порче мяса.

Смазывание медом препятствует [появлению], вшей и гнид и убивает их. [Мед] с кустом в виде мази [употребляется] от веснушек, особенно — горький мед; [мед] с солью [применяется] при синяках баклажанного [цвета].

[Мед] полезен при глубоко лежащих загрязненных язвах. Увзреиный до густоты [мед] склеивает свежие раны. Смазывание [медом] с квасцами излечивает от лишаев.

[Мед] смешивают с андаранййской солью и теплым пускают в ухо. Это очищает и высушивает ухо и укрепляет слух. Нюхание острого, ядовитого меда лишает рассудка; нечего и говорить об употреблении его в пищу.

[Мед] просветляет помутнение зрения.

Прикладывание меда к нёбу и полоскание им горла излечивает от ангины и полезно для миндалин.

Вода, подслащенная медом, укрепляет желудок и возбуждает аппетит.

Органы извержен и я.

Мед [сахарного] тростника смягчает желудок, а мед сахара-леденца не смягчает. Мед, с которого не сняли пену, пучит и послабляет, но если снять пену, такие [явления] ослабевают. Вареный мед не вызывает действия желудка, а, наоборот, иногда крепит желудоку людей, в натуре которых преобладает слизь, но хорошо питает3.

Сваренный в воде мед сильнее гонит мочу. Мы говорим: если мед и подслащенная медом вода способны провести питательное вещество [из желудка в кишки], то они закрепляют, а если обнаруживают [в желудке] движение и пища мало подготовлена к прохождению — послабляют.

Если выпить горячего меду с розовым маслом, это приносит пользу после укуса гадов и приема опия. Лизать мед — [хорошее] средство от укуса бешеной собаки и [отравления] корнем смертоносных грибов. Вареный мед полезен от ядов; рвота, [вызванная] с его помощью, освобождает от принятой внутрь чемерицы. Мед, который заставляет чихать, если его понюхать или поесть, вызывает внезапную потерю рассудка и [бросает в] холодный лот. Чтобы вылечиться от этого, едят соленую рыбу, пьют медовую воду и [вызывают] ею рвоту. .

Медицина в жизни Абу Али ибн Сины

Дата публикации: 20.01.2015 2015-01-20

Статья просмотрена: 592 раза

Библиографическое описание:

Фатыхова Ф. И., Худайбердиева Л. С., Маматова Н. А., Мажидова З. А., Муратова Э. Р. Медицина в жизни Абу Али ибн Сины // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 976-978. — URL https://moluch.ru/archive/83/14882/ (дата обращения: 08.11.2018).

В статье рассматриваются значение и роль медицины в жизни великого врача Абу Али ибн Сины, а также его самые значимые работы посвященные медицине.

Ключевые слова: Абу-л-Мансур Камари, бухарская библиотека, «князь врачей».

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварство я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Великий мыслитель, философ, глава мудрецов, учёный-энциклопедист, написавший более 450 произведений (242 из которых сохранились до наших дней) по 12 различным направлениям науки как: философия, религия, толкование, 43 по медицине, 19 по логике, 26 по психологии, 23 по физике, 7 по астрономии, 1 по математике, 1 по музыке, 2 по химии, 4 по литературе, 8 переписки с учёными, Абу Али Хусайн ибн Абдуллох ибн Хасан ибн Али (Авиценна) родился и вырос в Бухаре в селении Афшана (980–1037). Этого великого человека история помнит как учёного оставившего значимый след в развитии и становлении ряда наук. Много публикаций посвящены жизненному пути и работам мыслителя, которые основаны на оставленную им автобиографию и научное наследие.

Данная статья посвящается рассмотрению основных трудов ибн Сины по медицине и влияние медицинской науки на его жизнь, также её роль и место в его судьбе.

С раннего детства ибн Сина отличался необычайным талантом и умом. Сложены даже легенды о возможностях его памяти, например, что он помнил себя с трёхмесячного периода. В восемь лет он уже знал Коран наизусть и изучал все известные науки того времени. Из разных источников следует, что медициной ибн Сина заинтересовался тоже очень рано, не имея еще 12 лет от роду. Он, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. «Затем я пристрастился к науке врачевания, — говорится в автобиографии, — и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время 16 лет». [1, с. 47].

Изучал медицину ибн Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго. Ибн Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом, что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии ибн Сина вспоминает: «Однажды эмир заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему» [1, с. 52].

Чем болел эмир Бухары, и как его лечил Ибн-Сина, точно не известно. Известно лишь, что лечение помогло, и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также, что в благодарность за излечение ибн Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека — одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество. Библиотекой Саманидов ибн Сина пользовался несколько лет. Возможно, именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели ибн Сина делал необходимые выписки из различных книг, а затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для «Канона врачебной науки», над которым ибн Сина работал долгие годы. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

В 1002 году, когда Бухара была завоёвана тюрками и пала династия Саманидов, умер отец ибн Сины и в возрасте 22 лет, он покинул Бухару — город, где прошло его становление как ученого-энциклопедиста, город, который во времена правления Саманидов был местом собрания выдающихся людей эпохи, центром литературной, научной и богословской жизни. Направился Авиценна в Ургенч, ко двору правителей Хорезма, тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015–1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023–1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер ибн Сина в июне 1037 года. В завещании, продиктованному незнакомцу, он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Мировую славу доставило ибн Сине его главное медицинское сочинение «Канон врачебной науки», законченное автором около 1020 г. «Канон врачебной науки» — энциклопедический свод медицинских знаний древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел критический итог в начале XI века, благодаря чему «Канон врачебной науки» явился и новым этапом в истории развития медицины. В этом труде ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Труд ибн Сины способствовал тому быстрому расцвету медицины, который начался в XVI—XVII веках. «Канон врачебной науки» в XII веке в Толедо был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе и, когда появилось книгопечатание, был напечатан в Европе более 30 раз.

Своё определение медицины и ее задач ибн Сина дал в первом абзаце «Канона врачебной науки»: «Я утверждаю: медицина—наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено».

Кроме «Канона врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») Авиценна посвятил свою жизнь для создания ещё ряда научных работ по медицине как:

— «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия»)— написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца;

— «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»);

— «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих»)— самый короткий трактат ибн Сины;

— «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»);

— «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»);

— «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»);

— «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох»)— описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений;

— «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда;

— «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»);

— «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»);

— «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Ибн Сина писал в своих трудах о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию. Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и помогает людям.

Проанализировав жизнь ибн Сины, мы можем придти к заключению, что медицина в жизни Авиценны играла ключевую роль до конца его дней, то вознося его на вершину славы и власти или кидая в тёмные темницы. Жил он и в роскоши и в нищете, но, ни на один день не прекращал творческой и научной работы, даже когда его имущество не один раз было разграблено, и погибла его библиотека. В связи со своей деятельностью Авиценна до самой смерти скитался по чужбине из одного города в другой и не смог вернуться на родину. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана, но везде посвящал себя медицине.

1. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.

2. Абу Али ибн Сино «Канон врачебной науки», Издательство «Фан», Т., 1979.

3. Петров Б. Д. Ибн Сина — творец «Канона». В кн. «Очерки истории отечественной медицины». М., 1962.

Смотрите еще:

  • Покалывавшие внизу живота перед месячными Покалывавшие внизу живота перед месячными Многие женщины чувствуют покалывание в матке перед месячными, это вызывает их беспокойство и они обращаются за консультацией к специалистам. Как […]
  • Запах изо рта при повышенной кислотности Запах изо рта при гастрите Запах изо рта – отталкивающий аспект, доставляющий неудобство обладателю дефекта и окружающим. Часто говорить о недостатке неудобно, преимущественно люди […]
  • Как выглядит опухоль пищевода Рак пищевода: симптомы и факторы риска Опухоль пищевода входит в десятку самых распространенных злокачественных новообразований и составляет примерно 6 % от всех раковых опухолей […]
  • Беременность холодок внизу живота Холод внизу живота беременности холод внизу живота Медицинские консультации онлайн Медицинская консультация - о беременности Отправлено: yulia_efremova в конференцию о […]
  • Болит живот у ребенка 3 года выше пупка Боль выше пупка Общие сведения Боль выше пупка может быть сигналом серьезного заболевания. Зачастую определение причин болей выше пупка является весьма сложным заданием для лечащего врача. […]
  • Лекарство от боли в животе для детей 7 лет Какие лекарства помогут ребёнку при болях в животе Боли в животе у ребёнка — довольно распространённая проблема в любом возрасте. Современный ритм жизни, нездоровое питание, отсутствие […]