Сестринский уход при заболеваниях органов жкт

Сестринский процесс при заболеваниях

Государственное образовательное учреждение

среднего и профессионального образования

«Архангельский медицинский колледж»

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

Рецензенты: Смирнова Г.П. – И.о. главного врача областного дома ребенка,

кандидат медицинских наук.

Клюшина Л.В. – заместитель директора по практическому

обучению, преподаватель педиатрии высшей квалификационной

категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

Леонтьева Т.Г. Сестринский процесс при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей: Учебно-методическое пособие. – Архангельск; ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2006.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело», способствует систематизации теоретических знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков медицинской сестры по уходу за детьми с патологией пищеварительного тракта.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии педиатрии.

Анамнез гастроэнтерологического больного . . . . . . . . . . . .

Данные объективного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Данные диагностических и лабораторных методов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выявление нарушенных потребностей и проблем пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Схемы базисного ухода при заболеваниях желудочно-кишечного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

План сестринского ухода при стоматите . . . . . . . . . . . . . . . .

План сестринского ухода при энтеробиозе, аскаридозе . . .

План сестринского ухода при функциональном расстройстве желудка, остром гастрите . . . . . . . . . . . . . . . .

План сестринского ухода при хроническом гастрите, гастродуодените, язвенной болезни желудка и/или 12-перстной кишки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

План сестринского ухода при функциональном расстройстве билиарного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Алгоритмы практических манипуляций . . . . . . . . . . . . . . . .

Техника обработки полости рта при стоматите . . . . . . . . . .

Техника взятия соскоба на энтеробиоз с перианальных складок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Техника взятия кала для копрологического исследования .

Техника взятия кала для исследования на скрытое кровотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Техника постановки газоотводной трубки . . . . . . . . . . . . . .

Техника фракционного желудочного зондирования . . . . . .

Техника фракционного дуоденального зондирования . . . . .

Техника «слепого» зондирования (тюбажа) по Демьянову .

Техника постановки очистительной клизмы . . . . . . . . . . . .

Подготовка пациента к фиброгастродуоденоскопии . . . . . .

Неотложная помощь при рвоте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Неотложная помощь при метеоризме . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Примеры ситуационных задач с эталоном ответов . . . . . . .

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии.

Медицинские сестры в своей практической деятельности ежедневно могут сталкиваться с патологией органов пищеварения у детей. Хронические болезни органов пищеварения у детей занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.

Медицинские сестры должны четко и грамотно, в зависимости от нарушенных потребностей выявлять проблемы ребенка. Составлять план сестринского ухода, реализовать поставленные цели.

Основная цель методического пособия – систематизация теоретических знаний, совершенствование умений и навыков медицинской сестры по уходу за ребенком с патологией органов пищеварения.

Пособие содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, задания для самоконтроля.

Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по темам: «Сестринский уход при болезнях органов пищеварения у детей старшего возраста», «Рубежный контроль «Сестринский уход при болезнях детей старшего возраста».

Информация по данной теме будет для вас полезной и нужной для

сдачи экзамена Итоговой Государственной Аттестации и послужит

хорошим подспорьем в вашей практической работе.

Тема: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ»

I. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ

Данное пособие предназначено для получения дополнительных практических знаний к информации в учебном и лекционном материале.

II. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для изучения данной темы необходимо повторить:

АФО желудочно-кишечного тракта у детей.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Повторить вопросы исходного уровня знаний.

Определение, этиологию, клинические симптомы следующих заболеваний:

— функциональное расстройство желудка

— хронический гастрит, гастродуоденит

— дисфункциональное расстройство билиарного тракта

— язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

— глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз).

Особенности диетотерапии и медикаментозного лечения данных заболеваний

Методику сестринского обследования пациента (сбор анамнеза, объективный осмотр)

Схемы сестринского ухода при данных заболеваниях

Технику обработки полости рта при стоматитах, фракционного желудочного зондирования, фракционного дуоденального зондирования, промывания желудка, постановки газоотводной трубки, очистительной клизмы, сбора кала на яйца глистов, скрытую кровь, соскоба на энтеробиоз

Правила подготовки больного к диагностическим методам исследования (ФГДС, УЗИ и др.).

IV. При комплексном изучении учебного, лекционного материала,

методического пособия по теме

Студент должен знать:

Понятие, этиологию, клинику, принципы лечения и ухода при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей.

Схему сестринского обследования гастроэнтерологического больного.

Меры профилактики данной патологии.

Принципы диспансерного наблюдения за детьми.

Студент должен уметь:

Провести опрос больного ребенка.

Выявить факторы риска по хроническим заболеваниям ЖКТ.

Провести объективный осмотр ребенка и выявить симптомы поражения желудочно-кишечного тракта.

Определить симптомы возможных осложнений.

Выявить нарушенные потребности и проблемы больного ребенка.

Составить план сестринского вмешательства.

Дать рекомендации по диете ребенку, матери, родственникам.

Выполнить манипуляции, применяемые для диагностики заболеваний органов пищеварения у детей разного возраста.

Выписать рецепты лекарственных средств.

V. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

I. Сестринское обследование

1. анамнез гастроэнтерологического больного

I. Жалобы (подчеркиваются соответствующие показатели)

1. Боли в животе: есть, нет, характер болей (ноющие, давящие, колющие,

интенсивность: слабые, умеренные, сильные, в виде приступов, чувство тя-
жести после еды

продолжительность: кратковременные (15-20 мин.), 1-2 часа, несколько ча­
сов, несколько дней, постоянные

частота болей: ежедневно, еженедельно, один раз в один или несколько ме-
сяцев

локализация: эпигастральная область, подложечная, подреберье правое, ле­вое, вокруг пупка, левая подвздошная область, правая подвздошная область,

по всему животу

иррадиация болей: в правое, левое подреберье, спину, опоясывающие бо-­
ли

связь с приемом пищи: натощак, во время еды, сразу после еды, через 1-2 ча-
са после еды, перед сном, ночью, нет связи с едой

связь с физической нагрузкой: усиливаются, не усиливаются

связь с актом дефекации: усиливаются, уменьшаются

уменьшаются или проходят боли: от приема лекарств (каких)
от тепла, в покое, после приема пищи

причина болевого синдрома: нарушения в диете (жирная, острая пища, пере­-
едание), после физической нагрузки, стрессовых ситуаций и др.

2. Диспептические расстройства.

аппетит — снижен, сохранен, повышен, избирательный

тошнота — натощак, после еды (какой) или лекарств, при болях в животе, при

рвота — натощак, после еды (какой) или лекарств, приносит облегчение, не

отрыжка — натощак, после приема пищи, воздухом, съеденной пищей, зави-­
сит (не зависит) от положения тела (сидя, стоя, лежа)_____________________

урчание в животе — после приема пищи, овощей, цельного коровьего молока,

других продуктов (каких)

характер стула — запоры (через день, 2-3 дня, до недели и более);

форма стула — «овечий», объемным столбом, кашицеобразный, жидкий; наличие примесей — кровь, слизь, непереваренные частицы пищи, пенистый; объем стула (скудный, умеренный, значительный);

запах — кислый, гнилостный, зловонный;

чередование поносов с запорами — есть, нет..

Жалобы общего характера.

отставание в массе

повышенная утомляемость, раздражительность, слабость, головные боли, на­
рушения сна (с трудом засыпает, часто пробуждается)

давность заболевания (с момента появления самых первых признаков болез­ни) — до 1 года, 1 -3 года, свыше 3 лет;

особенности течения: чередование ухудшения и коротких светлых проме­жутков, эпизодически с длительными светлыми промежутками, сезонность обострений (весна, осень) — да, нет; непрерывное течение без резких ухудше­ний и без светлых промежутков;

когда обратились впервые по месту жительства

проводимое обследование по месту жительства: было, нет, какое

первое обращение в стационар

проводилось стационарное обследование, лечение — да, нет, когда

эффект от стационарного лечения: был, нет, через сколько месяцев ухудше-
ние

диета дома соблюдалась, не соблюдалась

рекомендованное лечение после выписки проводилось, не проводилось, час-
тично проводилось

находился на Д-учете: по месту жительства, у гастроэнтеролога областной

поликлиники, с какого года, диагноз

санаторно-курортное лечение: не было, было, когда, где

имеет инвалидность: да, нет

III. Факторы риска по хроническим заболеваниям ЖКТ:

токсикозы беременности матери: были, нет______________________________­­­­­­­­­

заболевания матери в период беременности: не были, были, какие____
течение родов: с осложнениями, нет

масса тела при рождении, оценка по Апгар

приложен к груди на какие сутки, сосал активно, нет

вскармливался грудью до какого возраста, виды прикормов, их переноси-­
мость (склонность к срыгиваниям, поносам)

острые кишечные инфекции: энтероколит, сальмонеллез, острая дизентерия,

вирусный гепатит: был, не был, дата перенесенного заболевания

иерсиниоз, частые ОРВИ, детские инфекции (какие), глистные инвазии,

лямблиоз, дисбактериоз кишечника

аллергические реакции: на прививки, медикаменты, продукты питания (ка-
кие, когда)

курсы антибиотиков: не были, однократно, несколько раз

непереносимость различных продуктов (вписать характер появляющихся жа—
лоб): молоко, сладкое, фрукты, жареная, острая пища и др.

2. данные объективного исследования.

Состояние кожи (окраска, влажность, чистота, эластичность);

Подкожно-жировой слой (выраженность, распределение, толщина
складки на груди, животе);

Состояние слизистой полости рта, зева, миндалин, языка (окраска,
влажность, налеты, фолликулы, трещины, состояние сосочков);

Состояние зубов — молочные, постоянные, наличие кариеса;

Форма и величина живота, расширение вен передней брюшной стенки,
видимая перистальтика, расхождение прямых мышц живота, состояние
пупка.

Перкуссия живота, определение асцита.

Поверхностная пальпация живота (напряжение мышц живота, болез-­
ненность, локальное уплотнение);

Глубокая пальпация живота:
Симптомы:

Георгиевского-Мюсси — при сравнительном надавливании (т.е.
сначала левой, затем с правой стороны тела) между ножками
правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы появляется бо­-
лезненность в правом подреберье, и возможно, в области правого
плеча;

Ортнера-Грехова — болезненность справа при сравнительном по-
колачивании ребром ладони по реберным дугам;

Мерфи — в положении больного лежа на спине большой палец
осторожно вводится под правую реберную дугу в проекции
желчного пузыря. На вдохе возникает боль и вдох рефлекторно
прекращается.

Кера — болезненность при пальпации в правом подреберье в про-­
екции желчного пузыря, т.е. в углу, образованном наружным
краем правой прямой мышцы живота и правой реберной дугой;

Мейо-Робсона — на границе наружной и средней трети линии, со­-
единяющей пупок с серединой левой реберной дуги (зона проек-­
ции хвоста поджелудочной железы);

Боаса — болезненность при надавливании на поперечные отростки X-XII грудных позвонков;

Оппенховского — болезненность при надавливании на остистые
отростки VII-X грудных позвонков. Симптом положителен при

Лекция № 7. Тема: Сестринский уход при заболеваниях органов пищеварения у детей.

Лекция № 7. Тема: Сестринский уход при заболеваниях органов

пищеварения у детей.

1. Стоматиты: — определение, этиология, клинические проявления грибкового, вирусного и бактериального стоматитов, принципы лечения и ухода.

2. Острый гастрит: – определение, этиология, клинические проявления. Принципы лечения и ухода.

3. Хронический гастродуоденит: – определение, этиология, клинические проявления. Принципы лечения и ухода.

4. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки: определение, этиология, клинические проявления. Принципы лечения и ухода.

5. Дискинезии желчевыводящих путей: – определение, типы
дискенезий, клинические проявления гипо – и гипертонического типа ДЖВП. Принципы лечения и уход.

Стоматиты — это группа заболеваний, вызываемых различными видами возбудителей и характеризующиеся воспалением слизистой оболочки полости рта.

В зависимости от этиологических факторов выделяют следующие виды стоматитов:

1. грибковый (кандидоз, молочница);

2. вирусный (герпетический);

Вызывается дрожжевыми грибками типа Candida albicans, которые являются сапрофитами полости рта, (а также кожи, кишечника и влагалища). Грибки легко размножаются в слабокислой среде. При снижение иммунитета, дисбактериозе, приеме антибиотиков или гормонов, травмировании слизистой, грибки изменяют свои свойства на патогенные и вызывают воспаление.

Пути передачи инфекции:

— контактно – бытовой (при контакте с больными или через предметы ухода);

— во время родов (при кандидозе влагалища у роженицы).

Клинические проявления молочницы:

— ребенок беспокойный, аппетит снижен, плохо спит;

— при осмотре полости рта – гиперемия слизистой губ, языка, внутренней поверхности щёк, твердого и мягкого нёба, дёсен. Там же обнаруживаются белые налеты, возвышающиеся над поверхностью (напоминают свернувшееся молоко или творожную массу) – легко снимаются.

Вирусный (герпетический ,афтозный) стоматит

Вызывается вирусом герпеса, встречается чаще у детей раннего возраста (от 6 месяцев до 3-х лет).

— выражены симптомы интоксикации: вялость, t до 38,5-39°С, отказ
от еды;

— при осмотре полости рта слизистая оболочка ярко гиперемирована, появляются везикулы, которые, вскрываясь и сливаясь между собой образуют эрозии, (афты). Афты вскоре покрываются беловатым налетом. Количество их различное (от единичных до множественных).

увенчиваются подчелюстные л/узлы.

Вызывается стрептококками, стафилококками, микробными ассоциациями.

Предрасполагают к развитию бактериального стоматита хронические очаги инфекции (кариозные зубы, тонзиллит). В зависимости от глубины поражения слизистой различают:

— поверхностный (катаральный) стоматит

— глубокий (язвенно-некротический) стоматит.

Клиника катарального стоматита:

-симптомы интоксикации выражены незначительно (t° субфебрильная, вялость, снижение аппетита);

-при осмотре полости рта – слизистая сухая, ярко гиперемирована,
отмечается кровоточивость и отечность десен (гингивит).

Клиника язвенно-некротического стоматита:

-1° повышается до высоких цифр,

— головная боль, вялость, слабость, нарушение сна и ↓ аппетита, боль при жевание, повышенное слюноотделение, неприятный гнилостный запах изо рта.

— при осмотре полости рта – выражены отечность и кровоточивость
дёсен, гиперемия слизистых, появляются мелкие язвочки,которые затем увеличиваются, образуя глубокие язвы с распадом тканей ( некрозом).

— Регионарные л/узлы увеличены и болезненны.

Продолжительность стоматитов 7- 10 дней.

• гигиенический уход за полостью рта;

• диета (механическое, термическое и химическое щажение слизистой полости рта;

-при молочнице – противогрибковые препараты (пимафуцин,
нистатин, дифлюкан, низорал и др.).

-при герпетическом – местно применяют противовирусные мази
(бонафтон, риодоксон, тебрафен, флореналь, интерферон, гексорал );внутрь противовирусные препараты.

-при язвенно-некротическом – протеолитические ферменты
(трипсин, химотрипсин), антибиотики

• кератопластика: масляным раствором витамина А, винилином,
маслом шиповника, облепихи.

Это полиэтиологическое заболевание, характеризующееся острым воспалением слизистой оболочки желудка.

Причины развития острого гастрита:

1.нарушение режима питания;

2. употребление грубой пищи в большом количестве (незрелых
фруктов и ягод, грибов, бобовых, кукурузы);

3. употребление несовместимых друг с другом продуктов;

4. употребление недоброкачественной пищи;

5. пищевые перегрузки желудка;

6. длительное применение некоторых лекарственных средств
(салицилаты, сульфаниламиды и др.);

7. ожег слизистой желудка бытовыми ядами;

8. пищевая аллергия и др.

— недомогание, тошнота, неоднократная рвота остатками не переваренной пищи (при повторной рвоте примешивается желчь).

— боли в верхней половине живота, чувство тяжести в подложечной области;

— при пальпации живота-болезненность в эпигастрии, метеоризм;

— может быть кратковременный понос (это свидетельствует о вовлечение в процесс тонкого кишечника);

— симптомы интоксикации (бледность, вялость).

Длительность заболевания 2-5 дней.

1. постельный режим 2-3 дня;

2. устранение причинных факторов;

3. промывание желудка изотоническим раствором хлорида Na
или кипяченой водой;

4. перерыв в кормление на З -6 часов:

при этом назначается – обильное питье небольшими порциями, но часто (отвары ромашки, девясила, некрепкий свежезаваренный чай).

Через 3 – 6 часов перейти на частое дозированное кормление

малыми порциями и вводить постепенно слизистые протертые

супы – пюре, каши, кисели, сухарики.

Через 2 -5 дней диета расширяется (протертое мясо, творог, кефир,

Через 2 недели переходим на обычное питание.

Из медикаментов – назначают следующие препараты:

— но-шпа, маолокс, гастал, энзистал, и др. ферменты.

Это рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит воспалительно-дистрофический процесс в слизистой оболочке желудка идвенадцатиперстной кишки. Встречается чаще у детей 10-14 лет.

Предрасполагающие факторы хр. гастродуоденита

1- генетическая предрасположенность 2-постоянные нарушения режима питания, злоупотребление острой и горячей пищей 3-аллергические заболевания кожи и слизистых 4-перенесенные инфекции (дизентерия, сальмонеллез, сепсис) 5- хронические очаги инфекции( кариозные зубы, хр. тонзиллит и др.) 6-наличие бактериального фактора (Helicobacter pylori) 7-иммунодефицитные состояния (особенно дефицит Ig A) 8-психогенные факторы( стрессы, постоянные конфликты в семье и школе) 9-лямблиоз кишечника 10-патология др. органов пищеварения (холецистит, панкреатит) 11-нервно- эндокринные расстройства.

Клиника хр. гастродуоденита:

— болевой сидром: боль натощак или через 1,5-2 часа после еды, иногда поздно вечером или ночью – на 2-3- см справа от пупка или в правом подреберье.

диспепсический синдром ( отрыжка, изжога, редко рвота, постоянное чувство тошноты, кишечный дискомфорт (урчание, метеоризм, запоры).

с-м интоксикации— быстрая утомляемость, головная боль, расстройства сна, раздражительность, небольшое снижение массы тела.

1. ФГДС (эндоскопист опишет признаки воспаления, эрозии и др.).

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Это хроническое, рецидивирующее заболевание, характеризующееся язвенным дефектом слизистой оболочки желудка или ДПК.

Заболевание развивается в результате длительного воздействия на организм сочетания нескольких неблагоприятных факторов,

— прежде всего повреждающее действие Helicobacter pylori, который заселяет антральную часть желудка, вырабатывает различные токсины и ферменты, вызывающие воспаление и нарушение эвакуационной функции желудка;

— избыточное образование НС1, пепсина и желчных кислот

— иммунологические процессы (а/т, содержащие Ig, нарушают
защитный барьер слизистой оболочки и препятствуют процессам

У детей язвенная болезнь сочетается с хр. гастритом или хр.гастродуоденитом.. Обострение наблюдается весной и осенью при язве ДПК, при язве желудка сезон-

ности не наблюдается.

Выделяют 4 стадии заболевания:

2. начало эпителизации язвенного дефекта;

3. рубцевание язвенного дефекта;

болевой синдром: боли приступообразные, носят жгучий, сжимающий характер «отдают» в спину, поясницу, лопатку, правое плечо, провоцируются волнением, физическим напряжением, приемом острой или грубой пищи. Существует четкий ритм возникновения болей, в зависимости от прима пищи (голод-боль, приём пищи -облегчение, голод-боль и дт). Чем раньше после приема пищи возникает боль, тем ближе к кардиальному отделу желудка расположена язва, а поздние «голодные» боли (спустя 2-4 часа после приема пищи) или ночные боли указывают на расположение язвы в пилорическом отделе или в 12- перстной кишке.

диспепсический синдром: изжога, отрыжка, рвота, гиперсаливация, метеоризм, запоры.

нейровегетативный синдром: нарушение сна, эмоциональная неустойчи-вость, плаксивость, повышенная утомляемость, потливость.

1. Желудочно-кишечное кровотечение;
2. Перфорация или пенетрация язвы;

3. Стеноз привратника и ДПК.

Клиника кровотечения из язвы желудка:

— рвота «кофейной гущей», слабость, шум в ушах, головокружение, падение АД, коллапс, при кровотечении из язвы ДПК рвоты нет, но будет жидкий чёрный стул (мелена).

Клиника перфорации (прободения):

Резкая «кинжальная» боль в верхней половине живота, многократная рвота, напряжение мышц брюшной стенки.

Клиника пенетрации (проникновение язвы в соседние органы):

Боль постоянная, отдает в спину, сопровождается изжогой и рвотой, не приносящей облегчения.

Клиника стеноза привратника (препятствие для эвакуации пищи из желудка).

Чувство тяжести и переполнения после еды, вздутие живота в верхних отделах, отрыжка тухлым, рвота, содержащая остатки непереваренной пищи, съеденной накануне.

Диагностика ЯБ: 1. ФГДС

Принципы лечения язвы желудка и ДПК, хронического гастродуоденита

1 этап. Стационарное лечение:

1. Постельный режим на 2-4 недели;

2. Диетотерапия ( Стол № 1а, 1б, 1 )- питание должно быть полноценным, но механически, химически и термически щадящим больной орган. Столы 1а и 1б назначаются на 6-7 дней, стол № 1 с 3-ей недели до стойкой ремиссии, при этом проводится 4- 5- кратное питание с дополнительным стаканом теплого молока или киселя на ночь.

3. Длительная антацидная терапия: альмагель, фосфолюгель,маалокс,гевискон, гастал, ренни (нейтрализуют агрессивную роль НС1);

4. При выраженном болевом синдроме- блокаторы гистаминовых рецепторов – фамотидин 20мг×2 раза или 40мг на ночь ; блокаторы ПП (протейной помпы) –омепразол ( хелол,омез,рабепразол )

5. С целью подавления хеликобактера- антибиотики (флемоксин, амоксициллин, Де-нол,метронидазол,макмирор)-схемы из 4-х препаратов назначают на 10 дней.

6. Антиспастическая терапия-прокинетики (мотилиум, мотилак, мотониум).

7. При нейровегетативном синдроме – седативные препараты ( валериана, пустырник, диазепам, новопассит ).

8. Средства, восстанавливающие слизистую оболочку биогастрон, облепиховое масло, масло, шиповника, ликвиритон, солкосерил ).

2 этап. Амбулаторное лечение:

Проводится с целью профилактики обострений и осложнений. После выписки из стационара педиатр или гастроэнтеролог осматривает ребёнка I раз в месяц в течение 1-го полугодия, затем в течение 2-3 лет- 1 раз в квартал, в дальнейшем 2 раза в год. Весной и осенью назначаются курсы противорецидивного лечения.

Заболевания желчевыделительной системы.

У детей довольно распространены функциональные расстройства желчевыделительной системы – дискинезии.

Дискинезия желчевыводящих путей ( ДЖВП )-

это заболевание, характеризующееся, нарушением моторной и эвакуаторной функций желчного пузыря и желчных протоков. ДЖВП возникают в дошкольном возрасте.

Факторы риска развития ДЖВП:

1 – Пороки развития желчевыделительной системы. 2 – Острые кишечные инфекции и паразитарные заболевания
(описторхоз, лямблиоз, вирусный гепатит, дизентерия, сальмонеллез)

3 – Пищевая аллергия

4 – Хронические очаги инфекции в организме 5 – Нервные перенапряжения, стрессы

6 – Наследственная предрасположенность

7 – Нарушения режима питания, злоупотребление острой пищей.

Выделяют 2 формы ДЖВП:

Клинические проявления гипотонической формы ДЖВП:

беспокоит ноющая, тупая боль в области правого подреберья;

на УЗИ печени и желчного пузыря – обнаруживают увеличенный в размерах желчный пузырь;

выражены общая слабость, утомляемость, нередко астеничное
телосложение.

Клинические проявления гипертонической формы ДЖВП:

Беспокоит кратковременная приступообразная боль в области правого подреберья или вокруг пупка, усиливающиеся при беге, прыжках. Диспепсические расстройства: тошнота, горечь во рту, отрыжка, снижение аппетита, метеоризм, расстройства стула; па УЗИ – выраженный холестаз, желчный пузырь уменьшен в размерах и укорочено время его опорожнения.

Принципы лечения ДЖВП:

Тактика лечения зависит от формы дискенезии. При выраженном болевом синдроме – постельный режим;

Диетотерапия (стол № 5) прием пищи от 4 до 6 раз в сутки;

При гипертонической форме для купирования болевого синдрома назначаются
спазмолитики: но-шпа,папаверин,дибазол.

Седативные – валериана, пустырник,пион,новопассит.

Желчегонные средства при гипертонической форме – не назначаются.

При гипотонической форме – применяют препараты, обладающие сочетанным действием ( олиметин, ЛИВ-52,хофитол,галстена и др.).

Фитотерапия, минеральная вода, физиотерапия,

Тюбажи по Демьянову (при гипотонической форме) 1 раз в 7-10 дней с сульфатными водами .

6.9 Особенности ухода за больными с заболеваниями органов пищеварения.

Контроль за соблюдением диеты, стол № 1, 2 (механическое, химическое и термическое щажение), контроль передач.

Подготовка к рентгеноскопии желудка.

Подготовка больного к зондированию желудка с целью получения желудочного содержимого фракционным способом.

Уход при рвоте, промывание желудка.

Контроль за работой кишечника.

Язвенная болезнь

Контроль за соблюдением режима в остром периоде – постельный.

Контроль за соблюдением диеты, передачами. Стол 1а, 1б, 1.

Деонтология: лечебно-охранительный режим.

Контроль за применением лекарств.

Подготовка к дополнительным методам исследования (ФГС, рентгенологические, лабораторные – сбор кала на скрытую кровь, зондирование, ph -метрия).

Контроль веса 1 раз в неделю.

Помощь при нарушении функции кишечника.

Наблюдение за состоянием больного в плане возможных осложнений (кровотечение, прободение):

оценка внешнего вида

измерение АД, пульса

визуальная оценка цвета кала и рвотных масс

голод, пузырь со льдом на эпигастральную область, постельный режим.

Деонтология – сохранение медицинской тайны, вселение веры в улучшение, хранение медицинской документации.

Учет и хранение наркотических средств (приказ № 330)

Уход при рвоте, осмотр рвотных масс.

Контроль АД, пульса, внешнего вида.

Подготовка к дополнительным исследованиям: кал на скрытую кровь, ФГС, рентгеноскопия желудка, рвотные массы на цитологию.

Оказание помощи при желудочном кровотечении.

У тяжелобольных: личная гигиена, профилактика пролежней, обеспечение физиологических отправлений.

Кормление, парэнтеральное питание, уход за гастростомой.

Контроль за деятельностью кишечника, визуальный осмотр кала.

Энтероколиты.

Контроль за соблюдением диеты, передач. Стол № 3 (при запорах), № 4 (при поносах).

Контроль за стулом.

Сбор кала на копрограмму, бактериологическое исследование, дисбактериоз.

У пожилых и ослабленных больных при недержании кала – клеенка, судно, подмывание.

Лекарственные клизмы, при запорах – послабляющие.

При метеоризме – газоотводная трубка.

Подготовка к рентгенологическим исследованиям (рентгеноскопия ЖКТ, ирригоскопия).

Подготовка к эндоскопическим методам исследования, (ректоскопия, колоноскопия).

Холецистит. Желчно-каменная болезнь.

Контроль диеты, передач. Диета №5, 5а, ограничение жаренных блюд, острых, соленых приправ, жирных продуктов.

Контроль цвета кала, мочи, кожи.

Измерение температуры тела.

Проведение слепого зондирования – тюбаж.

Подготовка к проведению дуоденального зондирования.

Подготовка больного к холецистографии.

Взятие крови из вены на билирубин, холестерин.

Анализ крови, кала на копрограмму, мочи на желчные пигменты.

Наблюдение за функцией кишечника.

При приступе печеночной колики:

грелка (при отсутствии признаков воспаления);

наблюдение за внешним видом, поведением больного;

по показаниям применение наркотиков (приказ №330).

Глава 4 Сестринский процесс

Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:

1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;

2) постановки медсестринского диагноза;

3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);

4) реализации (осуществления) сестринского плана;

5) оценки качества и эффективности действий медсестры.

Преимущества сестринского процесса:

1) универсальность метода;

2) обеспечение системного и индивидуального похода к проведению сестринского ухода;

3) широкое применение стандартов профессиональной деятельности;

4) обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;

5) в уходе за больным, кроме медицинских работников, принимают участие сам больной и члены его семьи.

Обследование пациента

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;

2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;

3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;

4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;

5) во время беседы рекомендуется вести короткие записи, чтобы не забыть в последующем важную информацию.

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));

2) измерить рост и массу тела больного;

3) подсчитать частоту дыхательных движений, определить ритм и глубину дыхания, выявить наличие патологического дыхания;

4) подсчитать частоту пульса, определить его качество;

5) измерить АД на обеих руках;

6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;

7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:

а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);

б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);

в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);

г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);

8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);

9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость). Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

1) клинический анализ крови;

2) анализ крови на сифилис;

3) анализ крови на глюкозу;

4) клинический анализ мочи;

5) анализ кала на яйца гельминтов;

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

Смотрите еще:

  • Запах изо рта при повышенной кислотности Запах изо рта при гастрите Запах изо рта – отталкивающий аспект, доставляющий неудобство обладателю дефекта и окружающим. Часто говорить о недостатке неудобно, преимущественно люди […]
  • Покалывавшие внизу живота перед месячными Покалывавшие внизу живота перед месячными Многие женщины чувствуют покалывание в матке перед месячными, это вызывает их беспокойство и они обращаются за консультацией к специалистам. Как […]
  • Боль в правой части живота и поясницы Боль в пояснице справа Краткое содержание: Наиболее частой причиной боли в пояснице справа является наличие протрузии или межпозвонковой грыжи поясничного отдела позвоночника. В этом […]
  • Рассказ кишки чак паланик Чак Паланик. "Кишки" Проза Чака Паланика отличается оригинальным художественным стилем. Яркий пример – роман «Призраки». Помимо основной сюжетной линии в это произведение включены своего […]
  • Проблемы с кишечником у детей симптомы Дисбактериоз у грудничков Причины возникновения дисбактериоза у детей. Лечение дисбактериоза Одной из самых важных проблем, волнующих родителей грудничков, было, есть и будет состояние […]
  • Маалокс от повышенной кислотности желудка Маалокс (таблетки, суспензия) – инструкция по применению, аналоги, отзывы, цена Разновидности, названия и формы выпуска Маалокс В настоящее время существует две разновидности данного […]