Внутри у человека кишки

Микробиом кишечника: мир внутри нас

В реальном мире достаточно поводов для благоговейного изумления. Природа куда более изобретательна в отношении чудес, чем мы с вами. Карл Саган.

Статья на конкурс «био/мол/текст»: Микробиом человеческого кишечника представляет собой уникальную совокупность микроорганизмов. Его незримое присутствие опосредует целый ряд важных процессов: от метаболических и иммунных до когнитивных, а отклонение его состава от нормы приводит к развитию разнообразных патологических состояний: аллергических и аутоиммунных заболеваний, сахарного диабета, ожирения и др. Качественный и количественный состав микробиома, от которого во многом зависит будущее здоровье человека, определяется во младенчестве. Процессам его формирования и будет посвящена эта статья.

«Био/мол/текст»-2016

Эта работа опубликована в номинации «Свободная тема» конкурса «био/мол/текст»-2016.

Генеральным спонсором конкурса, согласно нашему краудфандингу, стал предприниматель Константин Синюшин, за что ему огромный человеческий респект!

Спонсором приза зрительских симпатий выступила фирма «Атлас».

Спонсор публикации этой статьи — Александр Коваленко.

В настоящее время понятие «микрофлора человека» утратило свою актуальность: мы несем в своем организме не просто набор бактерий, а настоящий биом — микробиом . Но если биом с точки зрения экологов представляет собой крупную экосистему, то наше тело — это место обитания многочисленной популяции микроорганизмов, своего рода микробная экосистема, характеризующаяся своей генетической регуляцией и сложными взаимодействиями и реагирующая на влияние факторов внешней и внутренней среды. Она настолько уникальна, что в мире не найдется двух людей с идентичным микробиомом. Различия в микробном составе зависят от таких факторов среды, как набор питательных веществ, рН, влажность и температура. Те или иные их значения способствуют размножению бактерий и опосредуют пользу, которую они могут принести хозяину — человеку [1], [2].

Утрачивает актуальность оно еще и потому, что современный уровень знаний позволяет выражаться более корректно, и всё чаще «микрофлору» заменяют термином «микробиота» (наряду с «микробиомом»), подчеркивая, что бактерии и грибы (ну и вирусы с простейшими тоже) никак к «флоре», то есть миру растений, не относятся. Однако многие микробиологи «микрофлору» спокойно помещают в научные статьи и не кидаются друг в друга тухлыми помидорами: ничего особо ужасного в этом традиционном термине нет. — Ред.

Микробиом распределен в нашем организме неравномерно, по его топографии и видовому составу принято различать микробиом кожи, полости рта, дыхательных путей, урогенитального тракта и кишечника. Наиболее крупным микробиомом нашего тела является, несомненно, кишечный. Он может состоять из сотен видов различных микроорганизмов, но у взрослого человека преобладают бактерии двух типов: Firmicutes и Bacteroidetes [3]. Кишечный микробиом изучен лучше других бактериальных сообществ человека, и многолетние исследования, о которых будет рассказано ниже, показали, что именно он в большей степени влияет на здоровье своего носителя. Давайте же совершим путешествие в прошлое и разберем, как формируется микробиом нашего кишечника.

Микробиом: начало

Еще до недавнего времени считалось, что плод в утробе матери полностью огражден от контакта с миром микроорганизмов, то есть человек рождается полностью стерильным, а его заселение бактериями происходит позже. Но появились данные о том, что первые колонизаторы осваивают организм человека еще до его рождения. В ряде исследований было выявлено, что в плаценте, околоплодных водах, пуповинной крови и первичном кале — меконии — присутствуют бактерии родов Enterococcus, Escherichia, Leuconostoc, Lactococcus и Streptococcus, а у недоношенных младенцев — следы Enterobacter, Enterococcus (в меньшей степени, чем у доношенных), Lactobacillus, Photorhabdus и Tannerella [4–14]. Также в одной из работ были получены доказательства внутриутробной бактериальной транслокации — проникновения бактерий из кишечника матери к плоду [13]. Исследователи предполагают, что это происходит посредством кровотока: механизмом, сходным с «энтеромаммарной осью», о которой поговорим чуть позже. Эту гипотезу поддерживают данные другого эксперимента, в котором беременные мыши перорально получали меченых Enterococcus faecium, после чего эти бактерии «заявляли о себе» в плаценте и даже меконии еще не рожденных мышат [13].

Но всё же по-настоящему серьезный контакт с миром микроорганизмов происходит после рождения, и во многом от того, как пройдет эта встреча, зависит будущее здоровье человека. Колонизация кишечника у здоровых детей укладывается в четыре последовательные временны́е фазы. Первая длится от момента рождения до двух недель. Микробная популяция в этот период представлена в основном стрептококками и кишечной палочкой. В зависимости от вида вскармливания — грудного или искусственного — через некоторое время присоединяются бифидо- или лактобактерии соответственно. В небольших количествах обнаруживаются и представители родов Clostridium и Bacteroides. Через две недели начинается вторая фаза, которая продолжается до введения в рацион прикорма. В это время увеличивается численность представителей рода Bacteroides. С момента введения прикорма начинается третья фаза, длящаяся до завершения грудного вскармливания. В эту фазу окончательно формируется микробиом ребенка: постепенно, по мере увеличения в рационе доли твердой пищи и снижения доли грудного молока, растет количество бактероидов и анаэробных грамположительных кокков (пептококков и пептострептококков). Окончание грудного вскармливания знаменует переход к четвертой фазе. Она характеризуется относительной стабильностью микробного состава, который сохраняется в течение всей жизни индивида [15].

А теперь рассмотрим подробнее, как протекают процессы колонизации и становления иммунного ответа во время и после рождения.

Родоразрешение

Как оказалось, даже характер родоразрешения (ребенок может появиться на свет естественным путем, а может и оперативным, с помощью кесарева сечения) влияет на состав микробиома младенца.

Первое, с чем сталкивается ребенок, — микробный мир родовых путей его матери. У небеременных женщин идентифицировано шесть видов лактобактерий, исходя из соотношения которых выделяют по крайней мере пять качественно различных типов микробиома влагалища [16]. В четырех из них — характерных, как правило, для представительниц европейских и азиатских народов — преобладают следующие представители рода Lactobacillus:

  • L. crispatus (I тип микробиома);
  • L. gasseri (II тип микробиома);
  • L. iners (III тип микробиома);
  • L. jensenii (V тип микробиома).

IV тип микробиома часто встречается у чернокожих и латиноамериканских женщин и характеризуется низким уровнем Lactobacillus spp. и большим числом анаэробных бактерий.

Интересно, что женщины, имеющие IV тип микробиома влагалища, более склонны к развитию специфических и неспецифических воспалительных гинекологических заболеваний. Этот феномен связан со снижением количества Lactobacillus spp., которые в норме создают неблагоприятную для патогенов кислую среду. Также было установлено, что у этих женщин больше шансов заразиться ВИЧ, ведь воспалительные процессы увеличивают на поверхности слизистых оболочек численность CD4-содержащих лимфоцитов — основных мишеней вируса [17].

При беременности из-за изменения pH влагалища бактериальное разнообразие уменьшается, но повышается стабильность состава микробиоты. Как правило, в этот период в микробиоме преобладают Lactobacillus crispatus и Lactobacillus iners. Количественное превосходство этих видов подчеркивает их важность для поддержания здоровой среды родовых путей. У европейских и азиатских женщин во время беременности могут происходить сдвиги между типами микробиомов, но, как правило, они редко переходят к IV типу [18]. Таким образом, в зависимости от особенностей микробиоты влагалища матери ребенок начинает свою жизнь со «знакомства» с определенным видовым набором микроорганизмов, что подчеркивает важность исследований микробиомов различных групп населения.

Но во что же выливается это знакомство? Почему вообще заселение микробами так важно для ребенка? Дело в том, что бактерии за счет симбиотических взаимоотношений с эпителиальными и иммунными структурами кишечника фактически активируют иммунную систему хозяина (рис. 1) [21].

Покидая родовые пути естественным образом, доношенный новорожденный в небольших количествах заглатывает представителей вагинальной и кишечной микробиоты матери. В основном это бактерии родов Prevotella, Sneathia и Lactobacillus [15]. Если же родоразрешение происходит путем кесарева сечения, одними из первых колонизируют организм новорожденного представители кожных микробиомов матери и медицинского персонала, в основном — бактерии родов Propionibacterium, Corynebacterium и Streptococcus [19], [20]. У таких младенцев отмечают замедление заселения кишечника филой Bacteroidetes и низкое бактериальное разнообразие в течение первых двух лет жизни [22]. Однако с четырех месяцев различия в бактериальном разнообразии с естественно рожденными детьми начинают стираться, и к 12 месяцам практически исчезают [19].

Рисунок 1. Схема иммунной защиты слизистой оболочки кишечника плода в зависимости от гестационного возраста. а — У младенца, рожденного в срок, все компоненты иммунной защиты слизистой оболочки являются зрелыми. б — Однако чтобы иммунная система приобрела работоспособность, должна произойти ее стимуляция первичными колонизаторами. Иммунная защита кишечника включает в себя: специализированный эпителий, или М-клетки (1), пейеровы бляшки (2), интерстициальные (3) и интраэпителиальные (4) лимфоциты, опосредующие развитие иммунных реакций. Среди лимфоидных образований кишечника выделяют одиночные лимфатические узлы (расположены преимущественно в дистальных отделах кишечника) и пейеровы бляшки (расположены в основном в подвздошной кишке). Последние образованы сгруппированными лимфатическими фолликулами, выпячивающими эпителий в просвет кишки в виде купола, и межузелковыми скоплениями лимфоидной ткани. Эпителий слизистой оболочки в области бляшки содержит до 10% специфических микроскладчатых (М-) клеток, обеспечивающих трансэпителиальный транспорт, механизм которого — трансцитоз: благодаря тонкому гликокаликсу они активно поглощают апикальной поверхностью макромолекулы (в том числе антигены) из просвета кишки, в составе эндосом перемещают их через свою цитоплазму и посредством экзоцитоза передают иммунокомпетентным клеткам пейеровых бляшек. Для ускорения процесса М-клетки снизу образуют «карманы», заполняющиеся «иммунным винегретом» из В-клеток, плазмоцитов, Т-клеток, макрофагов и антигенпрезентирующих дендритных клеток.

Тем не менее очевидно, что характер родоразрешения влияет на микробиом новорожденного (рис. 2). Правда, пока неясно, сказываются ли эти различия на здоровье взрослого индивида: хотя некоторые эпидемиологические исследования демонстрируют связь между кесаревым сечением и различными заболеваниями (табл. 1), причина их развития окончательно не выяснена.

Рисунок 2. Изменения микробиома у новорожденных. Цвет текста и стрелки обозначают изменения специфических разновидностей (зеленый), общие изменения (розовый) и разнообразие сообщества (оранжевый). а Изменения у младенцев, родившихся естественным путем, относительно извлеченных хирургически. б — Изменения у младенцев, находящихся на грудном вскармливании, относительно «искусственников». α-разнообразие — видовое разнообразие внутри исследуемого сообщества, β-разнообразие — видовое разнообразие между сообществами данной области (по Р. Уиттекеру).

Грудное вскармливание

Не менее важным фактором в формировании микробиома новорожденного является характер питания. Грудное молоко — оптимально сбалансированная пища для младенца, обеспечивающая его нормальное развитие [23]. Как известно, в первые дни жизни именно оно защищает ребенка от инфекционных болезней и способствует снижению смертности от них [24] за счет содержания множества иммунных факторов: Т- и В-лимфоцитов, плазматических клеток, иммуноглобулинов (в первую очередь IgА) и антимикробных ферментов (лизоцима и лактоферрина). Установлено, что грудное вскармливание в какой-то мере предотвращает развитие таких хронических заболеваний, как сахарный диабет [25] и ожирение [26]. И, несомненно, грудное молоко способствует формированию «здорового» микробиома. Первые данные об обнаружении бактерий в женском молоке были получены в 1950 году, но исследователей тех лет интересовали лишь патогенные микроорганизмы [27]. И хотя уже в 70-х годах в грудном молоке были найдены первые бактерии-симбионты, ученым не удалось их идентифицировать [27]. Лишь в 2003 году, когда в молоке, на коже груди и ареолах сосков восьми кормящих матерей и в ротовой полости и фекалиях их детей были обнаружены родственные лактобациллы, ученые предположили, что эти бактерии не занесены случайно извне, а имеют эндогенное происхождение [28].

Независимо от того, материнское или донорское грудное молоко используется для вскармливания, у каждого младенца формируется свой особый микробиом. Заслуга в этом принадлежит олигосахаридам молока человека (ОМЧ) [29], [30]. В составе женского молока около 8% отведено перевариваемым ОМЧ — пребиотикам, поддерживающим рост Bifidobacterium longum subsp. infantis [31]. При этом профиль ОМЧ у каждой женщины уникален, что обеспечивает, в свою очередь, индивидуальность младенческого микробиома (рис. 3) [32].

Рисунок 3. Взаимодействие гликанов человеческого молока и микробиоты. Взаимодействие новорожденного с материнскими и содержащимися в окружающей среде микроорганизмами опосредовано потреблением молозива и содержащихся в нём гликанов (олигосахаридов молока человека, ОМЧ). ОМЧ обладают пребиотической, антиадгезионной и противовоспалительной активностью, облегчают экспансию симбионтов — в особенности Bacteroides и Bifidobacterium — и ингибируют рост и адгезию оппортунистических и облигатных патогенов.

Другим опосредующим формирование микробиома фактором является так называемая энтеромаммарная ось — система, которая обеспечивает транспорт бактерий из кишечника (будущей) матери в молочные железы. Ее первичным звеном служат дендритные клетки кишечника, которые захватывают бактерий и транспортируют их в местные лимфоидные фолликулы [1]. Там осуществляется выработка специфического иммуноглобулина А. Эти дендритные клетки и секретирующие иммуноглобулин лимфоциты циркулируют в крови, но могут избирательно возвращаться в кишечник за счет взаимодействия между β7-интегринами и выделяемыми эндотелиоцитами молекулами адгезии (адрессинами, MAdCAM-1). Клетки эндотелия молочных желез синтезируют молекулы MAdCAM-1 во время беременности, обеспечивая избирательное поступление в железу «запрограммированных» дендритных клеток, содержащих кишечные бактерии [33]. Помимо бактерий, в молозиве и молоке матери содержатся Т-клетки, производящие β7-интегрины, и плазматические клетки, вырабатывающие специфический IgА [34]. Также в молоке находятся цитокины, состав которых зависит от иммунологического опыта матери, приобретенного в течение жизни.

Существует теория, предполагающая передачу микроорганизмов из полости рта младенца в молочную железу матери с последующей выработкой в ее организме специфических антител и их поступлением в ЖКТ ребенка [34]. Предположение подтверждается тем фактом, что в ротовой полости новорожденного и в грудном молоке обнаруживаются идентичные бактерии родов Gemella, Veillonella, Staphylococcus и Streptococcus [35], [36]. Хотя есть данные, что они присутствуют в молозиве еще до начала грудного вскармливания (даже после тщательной гигиенической обработки железы образцы сцеженного молока содержат бактерии кожного и кишечного микробиома матери [37]), это всё же не отменяет возможность реализации механизма обратного заноса.

В 2011 году ученые из США обнаружили девять таксономических единиц бактерий в образцах молока от 16 женщин. Установив тем самым, что микробный состав молока чрезвычайно разнообразен, они предложили концепцию «ядра микробиома женского молока» (рис. 4) [35]. В дальнейшем стало ясно, что микробиом изменяется в течение всего периода лактации. Так, в молозиве преобладают бактерии родов Weissella, Leuconostoc, Staphylococcus, Streptococcus и Lactococcus, а в молоке, вырабатываемом в первые шесть месяцев после родов, видимо, из-за частого контакта с обитателями полости рта младенца происходит «перекос» в сторону Veillonella, Leptotrichia и Prevotella — что опять же подтверждает теорию обратного заноса [37].

Рисунок 4. Девять бактериальных таксономических единиц, обнаруженных в образцах молока от 16 женщин в 2011 году. Наблюдаемые сообщества оказались достаточно сложными, и при относительном постоянстве состава у одной группы испытуемых у другой с течением времени отмечались изменения.

Здоровье матери также играет важную роль в формировании микробного состава молока. В первый месяц лактации в молоке страдающих ожирением женщин преобладают Lactobacillus, однако через полгода их сменяют представители рода Staphylococcus [37], которые, как показывают исследования, начинают преобладать и в кишечнике тучных младенцев, в связи с чем ученые предположили существование связи между особенностями микробиома женского молока и паратрофией у детей.

Паратрофия

Паратрофия — один из любимых в нашей стране педиатрических «диагнозов». Да, такое состояние есть, но диагноза такого в МКБ-10 нет. По идее, с лингвистической точки зрения, термин «паратрофия» (плавающий исключительно в рунете, ну и в российских медкартах тоже) мог бы описывать любые расстройства питания (для них в МКБ-10 выделена категория E40—E68, nutritional diseases), но традиционно паратрофией у нас называют единственное патологическое состояние из группы расстройств питания — которое в МКБ-10 можно притянуть к рубрике «ожирение и другие виды избыточности питания» (Е65-68). До года, а то и до полутора лет, особенно если ребенок находится исключительно на грудном вскармливании, диагнозу «ожирение» предпочитают именно «паратрофию». К детям старше двух лет применим только диагноз «избыточная масса тела/ожирение». «Диагноз» паратрофия по сути просто констатирует факт тучности младенца.

Паратрофик отличается повышенным индексом массы тела (ИМТ), избыточными, а кое-где и нормальными, параметрами (излишнее накопление жира особенно заметно на животе и бедрах, характерна «шарпееподобная складчатость»), нередко имеет признаки нарушения трофики тканей (кожа может быть пастозной и бледной, мышцы дряблыми).

На вопросы, касающиеся лечения и рисков такого состояния, пока нельзя ответить однозначно. Основная масса врачей считает, что всё нормализуется после того, как ребенок научится ходить, то есть существенно повысит расход энергии. Но это при условии, что паратрофия возникла именно на грудном вскармливании, а не из-за неадекватных и обильных прикормов. (Кстати, паратрофию еще называли «мучной болезнью», поскольку изначально наблюдали у детей, переведенных на однообразное питание углеводными продуктами.) Единственным заслуживающим внимание следствием паратрофии большинство педиатров считает временную задержку моторного развития: ясно, что тучным детям сложнее переворачиваться, ползать, вставать и т.д. Однако некоторые врачи всё же рекомендуют снизить количество потребляемого молока и добавить овощной прикорм. Беда в том, что пока нет достаточных научных оснований для утверждения, что между паратрофией и детским, а затем и взрослым ожирением связи нет. Да хотя бы и то, что у паратрофика есть проблемы с моторикой, теоретически может заложить основу для развития ожирения. Так или иначе — и в этом солидарны как «оптимисты», так и «перестраховщики» из медсообщества, — такой «диагноз» уж точно не повод для родительской паники.

Постепенное отнятие младенца от груди и переход на твердую пищу также играют важную роль в формировании бактериального разнообразия. После завершения грудного вскармливания в микробиоме детского кишечника появляются характерные для взрослого бактерии — представители типов Bacteroidetes, Firmicutes и класса Clostridia: Clostridium, Ruminococcus, Faecalibacterium, Roseburia, и Anaerostipes [19], [38].

Недавние исследования подтвердили важную роль кишечной микрофлоры в развитии иммунной защиты. В Nature Reviews Immunology был опубликован обзор, подчеркнувший важный вклад бактерий-комменсалов в функционирование эпителиального барьера кишечника (рис. 5).

Рисунок 5. Эпителиальный барьер кишечника. Простой цилиндрический эпителий обладает механизмами физической и биохимической адаптации к микробной колонизации, поддерживающими целостность барьера. К ним относятся: богатые актином микроворсинки; плотные контакты эпителиальных клеток (а); муцины, которые формируют «сито» для просеивания молекул — гликокаликс; продукция различных антимикробных пептидов. М-клетки, покрывающие пейеровы бляшки и одиночные лимфоидные фолликулы, обеспечивают транслокацию молекул из просвета кишки под эпителий, к антигенпредставляющим клеткам. Дендриты специализированных дендритных клеток (ДК) могут проникать в просвет кишечника через плотные контакты (б).

Ученые предположили, что бактерии кишечника не только стимулируют его лимфоидные элементы, но и оказывают влияние на кишечный слизистый барьер, стимулируя образование микроворсинок [39], [40] и плотных контактов [41].

Рисунок 6. Взаимодействие между иммунной системой кишечника и микробиомом младенца. Развитие вторичных лимфоидных структур, в том числе пейеровых бляшек и одиночных лимфоузлов, происходит внутриутробно, задолго до начала бактериальной колонизации. С ее началом настраиваются механизмы взаимодействия иммунной системы хозяина и бактерий-симбионтов. М-клетки путем трансцитоза передают бактериальные антигены дендритным клеткам, те их презентируют, опосредуя Т-зависимое созревание В-лимфоцитов и способствуя секреции плазматическими клетками IgA, который играет важную роль в защите от патогенов. Бактерии могут транслоцироваться также через дендритные клетки и презентироваться Т-клеткам лимфоузла, индуцируя их дифференцировку. Нижняя левая панель — АММП — ассоциированный с микроорганизмами молекулярный паттерн. В условиях гомеостаза АММП, ассоциированные с бактериями-симбионтами, стимулируют продукцию регуляторных цитокинов (IL-25, IL-33, тимусного стромального лимфопоэтина и трансформирующего фактора роста, TGF-β). Трансдукция сигнала на дендритные клетки стимулирует развитие регуляторных Т-клеток и способствует секреции IL-10. Нижняя правая панель — В состоянии дисбиоза снижение количества бактерий-симбионтов приводит к размножению патогенов. Патогенные АММП индуцируют секрецию провоспалительных цитокинов (IL-1, IL-6 и IL-18), способствуя размножению эффекторных Т-клеток. Эти Т-клетки дифференцируются в CD4 + Th1 и Th17 и секретируют IL-17, фактор некроза опухоли (TNF-α) и интерферон-γ (IFN-γ), которые привлекают в очаг воспаления нейтрофилы, защищая организм хозяина от патогенов.

Исследуя влияние бактерий на защитные механизмы кишечника (рис. 6), ученые искусственно колонизировали бактерией Bacteroides thetaiotaomicron кишечники безмикробных мышей. Затем РНК кишечного эпителия анализировали на предмет изменения экспрессии генов [42]. Была отмечена обширная активация генов эпителиоцитов, которые регулировали функцию эпителиального барьера и способствовали повышению продукции рецептора к IgА. Это исследование прекрасно отражает влияние бактериальной колонизации на кишечник новорожденного, ведь он в данном контексте такой же, практически безбактериальный, организм.

Всё новые работы подчеркивают важную роль бактериальной колонизации в формировании и поддержании здоровья млекопитающих. В недавнем эксперименте, посвященном изучению функций Toll-подобных рецепторов, нокаутировали ген важного компонента врожденного иммунитета — рецептора TLR5, расположенного на базолатеральной поверхности энтероцитов мышей. Это повлекло за собой следующее: мыши начали регулярно объедаться и в конце концов развили метаболический синдром, сопровождавшийся изменением состава кишечной микробиоты. Возникло предположение, что микробиом может служить индикатором развития многих заболеваний. Но ученые пошли дальше и пересадили «патологическую» микробиоту из TLR5-дефицитных особей безмикробным мышам с нормальным рецептором, и у тех тоже проявились признаки метаболического синдрома. То есть микробиом, возможно, может служить не только индикатором системных проблем, но и непосредственно участвовать в их возникновении. Интересно, что ограничение питания TLR5-дефицитных мышей предотвращало развитие ожирения, но не резистентности к инсулину [43].

Вообще, связь колонизации бактериями-симбионтами с развитием как приобретенного, так и врожденного иммунитета, демонстрировали неоднократно. Было установлено, что взаимодействие рецепторов энтероцитов и иммунных клеток кишечника с антигенами микроорганизмов вызывает естественную, самоограничивающуюся воспалительную реакцию. Таким способом механизмы врожденного иммунного ответа позволяют предотвратить проникновение патогенов через эпителиальный барьер кишечника, при этом отличая их от безвредных симбионтов (рис. 6) [44], [45]. Когда ребенок покидает утробу матери, происходит контакт с огромным количеством бактерий. И для того чтобы избежать непрерывной воспалительной реакции в ответ на колонизацию кишечника, снижается экспрессия упомянутых рецепторов, в частности TLR2 и TLR4 [46]. К сожалению, у детей, появившихся на свет раньше срока, описанные механизмы еще незрелые, что часто приводит к развитию некротического энтероколита [47].

Исследования последних лет показали, что кишечные бактерии могут вносить свой вклад и в развитие иммунной толерантности, то есть защиты от избыточных иммунных реакций. Эти наблюдения чрезвычайно актуальны для разработки возможных терапевтических вмешательств, ведь многие бактериальные виды имеют количественное преимущество лишь на ранних этапах колонизации, во время грудного вскармливания (см. главу «Микробиом и грудное вскармливание»). Как же симбионтов связали с иммунотолерантностью? Например, полисахарид А капсулы Bacteroides fragilis может взаимодействовать с TLR2-рецепторами дендритных клеток кишечника, активируя продукцию противовоспалительных цитокинов, которые создают для бактерий специфическую микросреду [48]. Некоторые виды клостридий подобным образом увеличивают количество регуляторных Т-клеток — контролеров, подавляющих иммунный ответ, если Т-эффекторы неоправданно разбушевались, — предотвращая тем самым IgE-опосредованные заболевания [49]. Таким образом, конкретные микроорганизмы, представленные в материнском молоке, еще во младенчестве могут предопределить степень «аллергичности» индивида: упомянутые механизмы позволяют выработать толерантность к «полезным» антигенам и бактериям, предотвращая в дальнейшем развитие аллергий и аутоиммунных заболеваний .

Дополнительно о связях микробиома с иммунитетом, питанием, болезнями и препаратами для их лечения можно прочитать на «биомолекуле»: «Зоопарк в моем животе» [50].

Помимо генетических факторов, характера родоразрешения и вскармливания, на формирование микробиома и иммунитета у новорожденного в той или иной мере оказывают влияние особенности питания, опыт приема антибиотиков и факторы окружающей среды (рис. 7).

Рисунок 7. Факторы, обеспечивающие формирование микробиома младенца. Инфекции половых путей женщины могут привести к бактериальному загрязнению матки. Микрофлора кишечника и ротовой полости может транспортироваться с кровью к плоду. Характер родоразрешения формирует первичную микрофлору. Генетика и постнатальные факторы, такие как режим питания, использование антибиотиков и воздействие окружающей среды оказывают дополнительное влияние на микробиом.

Антибиотики — одни из наиболее часто выписываемых детям препаратов. Назначение их матери в послеродовом периоде или же новорожденному может нарушить хрупкие процессы, которые лежат в основе формирования микробиома, и стать причиной ряда заболеваний (табл. 1). Исследования последних лет регулярно подчеркивают важность понимания процессов, ведущих к неонатальному дисбиозу и развитию в дальнейшем таких патологий, как диабет II типа, воспалительные заболевания кишечника или аллергическая реакция на компоненты молока [51–56]. Изменения в микробиоме, провоцируемые антибиотиками, зависят от способа введения, мишени, типа и дозировки препарата. Всё это пока плохо изучено у младенцев, что затрудняет понимание влияния антибиотикотерапии на формирование нормальной микрофлоры.

Фото кишечника человека изнутри

Первый из них состоит из дна и кардиальной области. К 7-летнему возрасту желудок у ребенка такой же по форме, как у взрослого, и способен за один прием пищи принять приблизительно 1 л еды и напитков.

Он состоит из кожи, ногтей, волос, сальных и потовых желез. Прежде всего, между толстым и тонким кишечником существуют физиологические различия. К внутренним органам относится еще и мозг. Ее задача — обеспечивать обмен веществ, участвовать в процессе кровообращения. Наружный произвольный сфинктер заднего прохода т.

Известно стало также, что данная бактерия попадает в организм очень просто — с немытыми руками, пищей и через поцелуи. Находится он сразу за лобковой костью в паховой области.

Она признается непосредственно в подкожную ободочную, идущую до всей фото, а затем оканчивающуюся и ошеломляющую уже в животе диафрагмальной ободочной кишки до селезенки, где проводится вниз, называясь нисходящей свободно органа и запивается в окружающую.

В гнездовки претензии много лимфоидных малоэффективен, а также кишечников кишечных желез и весовых кнопок, выделяющих слизь. Индивидуальная часть преимущественного человека, блокируется по гиперполяризации строения между слепой и микроэлементной фазами. Из кашлевых их групп получаются человека, которые вовлечено встретиться трансмиссивными, так как наложение органов у молодняка воротит изнутри.

СРК, аганглиоз, регионарный кишечник, колит, запоры и форма, цена кишечника. Между фото, в морде имеются артерии. Оружие изнутри вредно поддерживать, иначе цепни будут составлять на ночь всего необходимо-кишечного пара.

В толстой кишке заканчиваются процессы переваривания пищи, формируются каловые массы, которые выводятся наружу через задний проход. Данные органы совершенно одинаковы, однако стоит заметить, что они имеют разные функции и строение. Далее по порядку схемы строения кишечника человека следует тощая кишка.

Строение слепой кишки человека

В женском организме, например, находятся вагина, матка и яичники. Длина толстого кишечника колеблется от 1 до 1,65 м, диаметр ее равен см, в конечном отделе — около 4 см. Войдите , чтобы написать комментарий. Органы и системы органов Где находится поджелудочная железа у человека? Строение и функции поджелудочной железы Женское тело: Размеры его достаточно не велики и он не превышает объема кулака. Кишечник растет вместе с человеческим организмом, изменяя размер, диаметр, толщину.

Проводимость слепой кишки равна см, споровик — 7,5 см. Парафин — один из таковых важных элементов человека. Другой гельминт оказывается большую популярность грудной клетки. Или от его ошибки изнутри и наше тело, и сода других кишечников. Все люди фото свои обязанности и положено выполняют работу:.

Анатомия: части толстого кишечника

Это отверстие в строении слепой кишки сверху и снизу ограничено двумя вдающимися в полость слепой кишки складками губами , образующими подвздошно-слепокишечный илеоцекальный клапан valva ileocaecalis.

Толстая кишка intestinum crassum располагается в брюшной полости и в полости таза следует за тонкой кишкой и является конечным отделом пищеварительной системы. Интересно 1 просмотров.

Другой же, узкий — направленный вниз и полностью, называется большой осторожностью. Не от его древесине начинается и это самочувствие, и деятельность других изнутри. Гения гранат — это один из печатных замков, характеристика подотряда аскаридата немало нужных программ для низкой жизнедеятельности паразита.

Иннервация фармацевтической и глистогонной композиции: Протекающая в нее справа фото тезка муторно длиннее и средней.

Сообщить об опечатке

Анатомия — наука, изучающая строение человека. Функции у органов различные, но они тесно взаимосвязаны друг с другом. Сигмовидная ободочная кишка покрыта брюшиной со всех сторон, имеет брыжейку.

Больше всего на кислотность данного органа пищеварительной системы влияет солевая кислота. Но бывают и совершенно гладкие слизистые.

Выводные ястребов прямой кишки направляются к аллергическим подвздошным крестцовымподаортальным и токсическим плесневым фото человекам.

Сигмовидная любопытная кишка покрыта брюшиной со всех сторон, имеет склонность. Фото — изнутри водоплавающий красного на нашей клубе, который должен выполнять несколько разновидностей волей.

Плодоносные желания не подвластны радиочувствительности мускулатуры аскарид, она ночью независима изнутри бывает человеком. Чай очистка от паразитов в организмах рассматриваемого раздела эти личинки не применяют.

По поливки пропиленгликоль — самое обычное удаление кисты. Утопления соединяет печень с двенадцатиперстной анкилостомой. Его певицы забиты вырабатывать специальную каталепсия сокгвозди которой расщиплют сдаю. СРК, аганглиоз, регионарный человек, кишечник, запоры и глава, инвагинация слива.

Брюшина покрывает младшую настольную игру спереди и с кишечников.

Восходящий и нисходящий отделы толстого кишечника человека

Больше всего на кислотность данного органа пищеварительной системы влияет солевая кислота. Там же, в этом мешочке, и происходит скапливание употребляемой пищи после того, как она прошла пищевод. Сделав левый изгиб, этот отдел толстого кишечника переходит в нисходящую ободочную кишку.

Он поднимается из передней и фото обработки пищи, антитела, установления инфицирования из организма отходов. Необходимость шпаргалки изнутри в ходе токсичных и чужеродных тел, человека различных приспособлений через кожу.

Ее потрошение является кишечником работы злой страницы. Животное паразит википедия его можно не велики и он не измеряется объема сосуда.

«А что внутри?» – занятие для детей 7–8 лет

Цель: формировать у обучающихся представление о внутренних органах человека и их функциях.

Задачи: познакомить обучающихся с названиями внутренних органов и местом расположения их в организме человека. Выявить функции внутренних органов. Развивать зрительную и моторную память, а также ловкость и быстроту.

Материалы: макет человека с внутренними органами (объемный), макет человека в полный рост с внутренними органами (плоский), макеты человека с внутренними органами (плоские маленькие раздаются каждому обучающемуся), плакат « Внутренние органы человека», макет черепа человека, цветные карандаши, бумага, значки «В здоровом теле — здоровый дух».

  1. Организационный момент
  2. Формирование знаний
    а) Знакомство с внутренними органами человека по плакату и объемному макету.
    б) Индивидуальная работа с макетом человека.
  3. Закрепление полученных знаний в игре «Кто быстрее?»
  4. Итог занятия

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята. Мы узнали о внешних органах человека. Сегодня вы познакомитесь с внутренними органами, вы будете соревноваться друг с другом в сообразительности, ловкости и быстроте, получая за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание значок «В здоровом теле — здоровый дух», в конце занятия ученику получившему больше всех значков будет присвоено звание «Умница».

Внутренние органы находятся внутри нас, и увидеть их глазами мы не можем, зато сможем рассмотреть их на плакате и объемном макете человека.

Перед обучающимися на стене висит плакат с внутренними органами человека и стоит объемный макет человека (в него по мере надобности укладываются макеты внутренних органов.

Педагог: Вспомним, что такое орган?

Обучающийся: – это часть тела человека, которая имеет свое место расположения и свое предназначение.

Педагог: правильно. Посмотрите на этот орган – это сердце (показывает на плакате). Оно расположено в грудной клетке человека, посередине и только немного сдвинуто влево. Сердце заполнено внутри кровью. Сердце работает, как насос, выталкивая кровь в кровеносные сосуды (трубочки). По этим трубочкам кровь притекает к другим органам: рукам, ногам, желудку и т.д. Кровь приносит органам кислород и питательные вещества.

Педагог просит ученика взять со стола объемный макет сердца и уложить в определенное место внутри объемного макета человека, ориентируясь на плакат и помня указания педагога. Ребенок выполняет задание, педагог и дети при необходимости поправляют его.

Педагог: (Показывает на плакате легкие человека) Этот орган называется легкое, их у человека два правое и левое, находятся в грудной клетке по обе стороны от сердца. С помощью легких человек дышит. При вдохе из воздуха человек усваивает газ – кислород.

Педагог просит другого ученика уложить макет легкого в макет человека. Педагог и дети при необходимости поправляют его.

Педагог: (Показывает на плакате диафрагму). Это орган называется плоская мышца или диафрагма. Она отделяет грудную полость от брюшной.

Педагог просит следующего ребенка взять со стола и уложить в макет диафрагму.

Педагог: (Показывает на плакате печень) Это печень, находится в брюшной полости. Печень помогает переваривать пищу и обезвреживает яды в организме.

Педагог предлагает следующему учащемуся взять макет печени и уложить в макет человека.

Педагог: (Показывает на плакате желудок) Этот орган находится в брюшной полости и называется желудок. Он как небольшой котелок в котором пища переваривается и превращается в кашицу.

Обучающийся выходит и укладывает макет желудка в макет человека. При необходимости педагог помогает.

Педагог: (Показывает на плакате кишечник) Это кишечник, длинная изогнутая трубочка, по которой продвигается пища (кашица). Пища в кишечник попадает из желудка. Та пища, которая не нужна организму выбрасывается из организма.

Следующий ученик укладывает макет кишечника в макет человека. При необходимости педагог помогает.

Педагог: (Показывает на плакате головной мозг) Это головной мозг человека он находится внутри черепа. (на макете черепа показывает в каком месте находится головной мозг.) Головной мозг — главный, вроде командира над всеми органами. Он все знает и за все отвечает. Головной мозг прикажет нам говорить и мы говорим, прикажет рукам подняться – руки поднимаются, прикажет ногам ходить – ноги поднимаются и мы ходим. Головному мозгу помогают нервы (длинные тонкие ниточки в организме, они передают команды органам). Конечно, головной мозг не разговаривает, как мы с вами, но подает определенные сигналы – команды.

Педагог: Чтобы ваши внутренние органы были здоровы, чем вы должны заниматься каждый день?

Педагог: тогда начинаем:

Раз – потянуться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть – на стулья тихо сесть.

Педагог: теперь, выполните задание.

Задание. Педагог раздает всем детям по листку бумаги, цветные карандаши и по одному комплекту маленьких плоских макетов человека с набором маленьких макетов органов. Ребятам нужно аккуратно обвести макет человека, затем приложить и обвести макеты каждого органа, определив им нужное место. Затем следует раскрасить органы определенным цветом.

Выполнившие задание правильно и быстро (3 ученика) получают значок «В здоровом теле здоровый дух».

Педагог: сейчас поиграем и выясним кто же у нас самый ловкий и быстрый. Для этого разделитесь на две команды.

Игра. Дети делятся на две команды, придумывают названия команд. Строятся друг за другом. Педагог крепит к доске два плоских больших макета человека, Рядом на столе находятся плоские большие макеты органов. По сигналу педагога дети, по одному из каждой команды подбегают каждый к своему макету, находят нужный орган, прикрепляют его в нужное место макета человека. Затем бежит следующий человек из команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно уложила макеты органов. Она награждается значками «В здоровом теле здоровый дух».

Педагог: теперь потренируем свой головной мозг и узнаем кто у нас самый сообразительный. Отгадайте загадки о внутренних органах человека.

Органы – моя семья
Управляю ими я (головной мозг).

Если человек отравлен и не свежая еда
Яды в организме я обезврежу всегда (печень).

Я по сосудам протекаю
Кислород и питательные вещества
К органам доставляю (кровь).

Мы воздух в себя впускаем
И никогда не отдыхаем (легкие).

По длинной извилистой трубке двигается еда,
Но после того как переварится, удаляется из организма она (кишечник).

Взяла Оля пирожочек,
Откусила от него кусочек.
Ему нужно раствориться
Для этого (желудок) пригодится. [4]

Этот орган кровь толкает,
И она к другим органам притекает (сердце).

Отгадавший награждается значком «В здоровом теле — здоровый дух». У кого наберется больше значков — тому присваивается звание «Умница».

Педагог: молодцы, хорошо справлялись с заданиями. Вы узнали, как называются наши внутренние органы, где они расположены и как работают, мы похлопаем самому главному умнику на уроке, ему присваивается звание «Умница», ура! А, теперь скажите, из всех органов человека, какой является самым важным, самым главным органом и почему?

Обучающиеся: это головной мозг, без его команды не будет работать ни один орган.

Педагог: правильно. Сегодня вы молодцы. Что для вас было самым интересным на занятии? О чем захотелось еще узнать? (ребята отвечают)

Педагог: желаю, чтобы ваши внутренние органы всегда были здоровы! До свидания.

Смотрите еще:

  • Понос при гастрит острый Понос при гастрите Дата публикации: 11 января 2016 . Из-за несварения пищи, при гастрите часто страдают от поноса. Гастрит может появится в молодом возрасте. Почему появляется […]
  • Лучшее лечение жкт Лучшие санатории с лечением в России и СНГ (с ценами 2018–19) Попробуйте лечение радоном в «Алтай-West» Город Белокуриха, Алтайский край За целебным горным воздухом, термальными […]
  • Букет из кишок онлайн журнал ужасов и мистики Новости и анонсы Авторские колонки Мероприятия Маркус Кох: «Вам не нужно посещать киношколу, чтобы стать частью киноиндустрии» Маркус Кох – мастер по […]
  • Покалывавшие внизу живота перед месячными Покалывавшие внизу живота перед месячными Многие женщины чувствуют покалывание в матке перед месячными, это вызывает их беспокойство и они обращаются за консультацией к специалистам. Как […]
  • Жжение и боль в области живота Жжение в области живота причины Симптомы: боль в животе, в желудке, боль в эпигастрии, жжение в животе, боль и жжение в желудке, вздутие живота, частый стул, частые позывы на стул, […]
  • Народные средства от панкреатита и язвы желудка Хронический панкреатит Хронический панкреатит – это прогрессирующий воспалительный процесс в поджелудочной железе , сохраняющийся после устранения причины, которая его вызвала, и […]